Ее настольной книгой давно уже стала Библия, но она по-прежнему в центре светской жизни. Ее руки целуют самые завидные мужчины, но она поет об одиночестве. Ее рояль на сцене всегда полон роскошных душистых роз, но она предпочитает скромный, волнующий запах левкоев. Обертоны ее голоса напоминают эхо под сводами древних храмов Мцхеты. Даже имя этой певицы звучит как прекрасная грузинская мелодия. Нани Брегвадзе…

Грузинские песни без перевода 

В Харькове осень. Дождь накрыл старый парк, мокрые афиши о концерте Нани Брегвадзе болтались на ветру. Университетская молодежь спешила по своим молодым делам, и за пару часов до концерта казалось, что город с его грохочущим метро, раздирающим душу караоке у фонтана останется глух к романсам с калитками, очаровательными глазками и звуками вальса прелестного. 

Но уже за полчаса до концерта огромный зал был абсолютно заполнен, причем аудитория, на удивление, оказалась самая разновозрастная. Исключение составляли места для прессы, они в основном оказались свободными. Некогда нашим журналистам греться «под лаской плюшевого пледа». 

И вот выходит Нани Брегвадзе. Традиционное элегантное черное платье — как естественное обрамление драгоценного кристалла. Мерцающий блеск на бархатных изысках, дополненный изящным перстнем на длинных пальцах. Естественная и благородная красота движений, природная стройность. «Совершенно не изменилась, даже лучше стала»,— восхищенно пронеслось по рядам. Как тут не вспомнить притчу о выдержанном десятилетиями грузинском вине, обманувшем время и ставшем с годами только лучше. 

«Я не буду переводить слова своих грузинских песен,— с улыбкой сказала Нани,— они все о любви, вы все, конечно же, поймете». Харьковский зритель и вправду, оказался понимающим и чутким. Ни один мобильный телефон не нарушил концертного таинства. 

Неувядающая красота 

Глядя на певицу, невозможно поверить, что в следующем году ей исполнится 70. Родилась Нани в семье актера Георгия Брегвадзе. Мама, Ольга Александровна, была родом из знатной княжеской семьи. «Так получилось, что в моих жилах течет эта кровь, но я всегда считала и так же воспитала свою дочь Эку, что главное в человеке — человек. Нужно быть просто порядочным», — на вопрос о голубых кровях отвечает Нани. 

Сейчас дочь певицы, Мамаладзе Екатерина (Эка), много выступает в Грузии и записывается. Сама же Нани начала выступать в 6 лет. «Сколько помню себя, всегда пела русскую «Калинку», «Караван», другие старинные романсы, поэтому вопрос, куда идти учиться, не возник. Тогда был музыкальный техникум, это позже стали называть музыкальное училище. Затем — тбилисская консерватория по классу фортепиано. Еще когда училась, начала работать в оркестре «Рэро» от государственной филармонии. Одним из самых сильных впечатлений молодости стало, конечно же, выступление в Париже, в знаменитом зале «Олимпия». «Для того времени это явилось событием, — вспоминает Нани, — ведь это был 1964 год». 

Сейчас в фотоиндустрии лица с обложек делают руки визажистов и стилистов, а Нани являет собой феномен природной женственности и красоты. «Обо мне пишут, что я стала одеваться смелее, дескать, на меня работают французские кутюрье. Я вспоминаю слова Ив Сен-Лорана, который придерживался той точки зрения, что истинно элегантной женщине для того чтобы выглядеть стильной, достаточно черного платья, шарфа и нитки бус. Даже если что-то и покупаю, всегда переделываю. Однажды, приобретя в известном бутике платье с длинным шлейфом, одела его, посмотрела на себя в зеркало и я поняла, на кого похожа. Точная копия портрета актрисы Ермоловой в полный рост работы художника Серова! Пришлось резать. В моде надо любить себя больше, чем моду с ее новыми веяниями. Тогда можно сохранить стиль», — рассказывает Нани Брегвадзе. Из ароматов она любит тонкие цветочные. Кстати, первая отечественная знаменитость, именем которой были названы духи, — Нани Брегвадзе. У них был аромат левкоев. 

Утешить слушателя 

Народная артистка СССР Нани Брегвадзе пела о любви. Рояль, микрофон, живой, в самом лучшем понимании этого слова, голос. Священную тишину в зале нарушал только упаковочный шелест цветов, места которым не хватило на рояле. Родной голос пел о чайной розе, присланной из прошлого, и заставлял забывать о настоящем. И уже далеким казался гул подземной жизни метро, так хорошо слышный в концертном зале «Украина».
Еще Моцарт говорил своим друзьям, что музыка должна уметь утешить слушателя. Наверное, наш отечественный слушатель не просто заслужил утешения, но выстрадал его. Ведь сейчас, мы завалены хламом, производимом шоу-бизнесом, политикой, мы стали сточной ямой, поглощающей отходы. Мы перестали говорить друг с другом шепотом, потому что уверены, что нас не услышат. А в мире музыки можно постоянно спускаться в сад «в мантилье из сумрачных кружев». Ведь оттаивают души любой возрастной аудитории, когда звучит «Романс о романсе» из полюбившегося кинофильма Эльдара Рязанова. 

«Стихи написала Белла Ахмадулина, на мой взгляд, гениальная поэтесса, — вспоминает историю создания романса Нани Брегвадзе. — Я спела старинный романс «Калитка» на стихи А. Будищева, а Белла почти параллельно с моим пением вслух начитала свои стихи, поэтому старый романс как бы породил новую поэзию. В фильме романс блистательно исполнила другая певица — Пономарева. Я никогда не относилась ревностно к выбору Эльдара Рязанова. Главное, чтобы удался замысел целого — тогда в выигрыше все».
Нани Брегвадзе производит впечатление хрупкой женщины, определение слабой кажется неуместным, так как певица уже более полувека, подобно отважному рыцарю, охраняет святыни храма, где оживают человеческие души. Она бесстрашна в своей борьбе за идеалы благородства. «Нет, что вы,— улыбаясь, говорит Нани, — я трусиха. Помню, как в Париже пришлось петь перед потомками первой волны эмиграции. Я должна была петь романс на стихи Пушкина «Я вас любил». Присутствовала княжна Шереметьева, ее прадед имел непосредственное отношение к написанию этих бессмертных строк. С этим была связана целая любовная история, и мне рассказала о ней княжна. Я так сильно нервничала, что спела… плохо. Может быть, никто ничего не заметил, но я-то знаю, что могла спеть совсем по-другому, потому что эти строки звучат иначе, понимаете?» 

Некоторые романсы в репертуаре певицы написаны для мужского исполнения: «Капризная, упрямая», «Снежинка» — в них повествование идет от мужского лица. Брегвадзе предлагает слушателю некую модель взаимоотношений, и каждый находит в предложенном место для себя. Это и называется мастерством. 

Проработав долгие годы с аккомпаниатором Медеей Гонглиашвили, Нани вспоминает курьезные моменты. «На одном из творческих вечеров я забыла слова романса. Медея кругами наигрывает вступление, а я никак не могу начать. Тихонечко подхожу к ней и шепотом спрашиваю свои слова, но она по–прежнему сыплет пассажами, потом поворачивается ко мне и с ужасом говорит: «Нани, что делать? Я забыла мелодию…» Все, конечно, закончилось благополучно, потому что это был мой творческий вечер, и мы были прощены», — смеется Брегвадзе. 

Спешите любить 

«Всегда надо жить надеждой, никогда нельзя отчаиваться встретить свою любовь. Об этом я пою. Но есть в моем репертуаре песня, которая мне особенно дорога. Написал ее для меня человек, который вывел меня на сцену, потом его не стало. Если бы меня спросили, о чем я жалею в жизни, то я ответила бы, пожалуй, о том, что не успела спеть этой песни при его жизни. Это очень грустная–грустная музыка», — вздыхает Нани. 

Песню «Память-паутина» Нани Брегвадзе пела, слегка отвернув лицо от публики, по ее щекам текли слезы. 

«Даны мне два крыла, я поздно поняла.
И в этот горький миг спрячу в горле крик,
Все сожгу мосты, чтоб не вернулся ты…
…Где мне набраться сил, чтобы забыть тебя?»


Мы стесняемся быть сентиментальными, привыкли казаться сильными. Но ведь у каждого есть своя калитка, свой заброшенный сад, и оттого, господа, товарищи, друзья, любимые: «Не довольно ли нам пререкаться? Не пора ли предаться любви?»