Предпраздничные дни всегда наполнены суетой и приятными хлопотами по выбору подарков. От огромного разнообразия новогодних презентов глаза разбегаются. Какие же тонкости подарочного этикета нужно знать, чтобы не попасть впросак?

Подарочная традиция, которая зародилась еще в Древнем Риме и успешно добралась до наших дней, имеет свою историю — каждый новый век вносит в нее свою лепту.

— Дарение – одна из самых древних традиций, которая берет начало еще из Древнего Рима, — рассказывает заведующая отделом научно-просветительной роботы Харьковского исторического музея Елена Спивак. – Римляне преподносили друг другу ювелирные украшения. Возвращаясь с войны, мужчины привозили в качестве трофеев золото, разные украшения, скульптуры и сувениры с изображением богов. Все это считалось очень хорошим подарком, который сулил богатство и процветание хозяину дома.

Традиция дарить изделия из золота и серебра актуальна и сегодня.

— Как вы думаете, почему сегодня при рождении ребенка принято преподносить ему серебряную или золотую чайную ложечку, которую называют загребушкой? Эта традиция тоже пришла из Древнего Рима. Сегодня ложечка — не только подарок для младенца в знак богатства и процветания дома, а еще и элемент «загребания» того самого богатства. Считается, что если положить такой подарок в кошелек, приток денег обеспечен, — говорит Елена Спивак.

А вот в XVIII веке прорывом стал фарфор.

— Не зря XVIII век называют галантным – модно было дарить фарфоровые статуэтки, цветы, трости, зонтики, веера, табакерки, — уточняет эксперт.

Мрамор перешел в разряд подарков


Нашел свое отражение в подарках и XIX век, ознаменовавшийся романтикой и странствиями.

— Из путешествий привозили всевозможные атласные безделушки, медальоны с растительностью. Кстати, сегодня такие украшения, выполненные в стиле хендмейда, тоже на пике моды. Вы, наверное, обращали внимание на подвески, серьги, кольца с цветами, листочками, бабочками – это все пришло оттуда, из XIX века, когда вот такие энтомологические подарки даме сердца были очень популярны, — говорит заведующая отделом научно-просветительной роботы Харьковского исторического музея Елена Спивак. – В Италии в то время вообще была мода на гербарии, из засушенных растений составляли целые панно, ими украшали картины. А из Флоренции привозили разнообразный мрамор, который тоже перешел в разряд подарков. Им украшали камины и стены.

А еще невероятно популярным подарком для мужчин стали брелоки — в конце XVIII – начале XIX века началась настоящая брелокомания.

— Думаю, что и нынешние мужчины не откажутся носить ключи на шикарном весомом брелоке, — улыбается Елена Спивак.

Кольца прятали в яйце


Затем в моду ворвалась «венская орбита». После Международного венского конгресса 1814–1815 годов, завершившего войны коалиций европейских держав с наполеоновской Францией, в моду вошли совсем иные безделушки.

— Это были в основном изделия из бронзы — статуэтки, шкатулочки, куда можно было складывать украшения, булавки, письма, бисерное шитье. Очень популярными были шкатулки в виде зайца, который держит яйцо, – в это яйцо прятались кольца. Такая бронзовая безделушка считалась очень дорогим подарком. Из Европы эта мода докатилась и до Харькова, — рассказывает Елена Спивак.

Середина XIX века ознаменовалась революцией в женском белье – безусловно, это отразилось и на презентах.

— До этого полный комплект женского белья весил около двух килограммов – штанишки, сорочка, юбка приличия, корсет, две нижние юбки и пояс, стягивающий бока. Во Франции посчитали, что нужно привести белье в порядок. И вот уже популярная женская сорочка стала короче и начала плотнее прилегать к телу. Из Франции стали привозить тонкое батистовое белье, которое стройнило женскую фигуру, — продолжает Елена Спивак.

Даже комнатные туфли вышивали бисером


В конце XIX века невероятно популярным становится бисерное шитье. В монастырях над рукоделием сидели мастерицы-золотошвейки — их работы продавались на ярмарках.

— Самым дорогим подарком мужьям, братьям, поклонникам на все праздники, в том числе и Новый год, были изделия из бисера — в основном кисеты… Подругам дарили украшенные бисером подсвечники, потому что именно подсвечник был свидетелем ночных страданий девушек над дневником, — улыбается специалист. – Кстати, в этот период начинается эпоха девичьих дневников, балов и романтических мечтаний.

Стали популярны открытки


В начале ХХ века огромную популярность приобретают открытые письма.

— Начинают печатать открытки самых разных жанров — пейзажи, миниатюры, натюрморты… Люди активно переписывались между собой посредством таких вот открытых писем – работа почты была налажена очень хорошо, — говорит Елена Спивак. – Считалось, что, если ты побывал в другом городе, непременно нужно привезти оттуда открытку. В нашем городе было очень много открыток с разнообразными видами. Назывались они «Привет из Харькова!». На них были запечатлены и вокзал, и разнообразные здания, в том числе Успенская колокольня, которая считалась на то время самой высокой постройкой в Харькове. Были открытки с Новым годом и с Рождеством.

Лучший подарок – книга


В ХХ веке в моду вошло дарить ткани – отрез был одним из самых желанных женских подарков.

— К ткани, как правило, прикладывали открытку с комментарием, в котором была описана история этой ткани с напутственными словами – мол, желаю тебе сшить такое-то платье, в котором ты будешь неотразимой, — вспоминает Елена Спивак.

А лучшим подарком для мужчин стали книги.

— Книгами увлекались все – начиная от мещан и заканчивая купцами. Создавали личные библиотеки, личные кабинеты. Считалось, что подарить книгу – признак хорошего тона, — рассказывает Елена Спивак.

Также в ХХ веке с удовольствием принимали в дар золотые часы, очки, пенсне, стереоскопы, барометры, лорнеты, бинокли, табакерки и портсигары.

— При этом презенты стало модно украшать гравировкой – считалось, что с памятной надписью подарок особенно понравится одариваемому, — говорит завотделом музея.

Самый желанный сюрприз для детей


Конечно же, незабываемый след в истории подарков оставил Жорж Борман — в конце XIX века на улице Кацарской в Харькове открылась шоколадная фабрика Бормана. В XX веке его продукция стала самым желанным подарком не только для детей.

— Харьковчанам предлагали какао, шоколад, шоколадные торты, шоколадные и фруктовые конфеты, мармелад, зефир, карамель, леденцы, монпансье, пастилу, драже, пряники, печенье, бисквиты, варенье и сиропы – ассортимент продукции был просто огромный, — перечисляет Елена Спивак. – На Николаевской площади открылся фирменный магазин. Его витрины повергали в шок — бонбоньерки из атласа и бархата, водопады искусственных цветов. Сейчас там находится магазин «Ведмедик».

Гордость фабрики — шоколад — выпускался в плитках, коробках, пакетах. Было несколько видов: молочный, десертный, для варки, в таблетках, «фантастический» — в виде шашек, сигар с кремом, маленьких бутылок.

– Причем Борман уделял огромное внимание упаковке. Конфеты продавались в жестяных банках с разными рисунками. Можно было купить печенья, конфет и положить под елку – это был самый желанный сюрприз для детей, — рассказывает эксперт. —
Можно было заказать шоколад в бумажной упаковке с портретом того, кому предназначался презент. Шоколадные плитки украшали изображения костюмов жителей  разных губерний, и туда можно было вставить портрет получателя подарка.

Киндер-сюрприз по-харьковски


Жорж Борман первым придумал киндер-сюрпризы, их тоже можно было купить в его магазине.

— Именно у него продавались шоколадные яйца с начинкой, но в качестве сюрприза внутри были не фигурки животных и людей, как сейчас, а крестик или ладанка, — продолжает специалист.

Кстати, Жорж Борман одним из первых выставил шоколадный автомат на улице в Харькове.

— Автомат стоял на Павловской площади — на углу, там, где сейчас «Макдональдс», — уточняет Елена Спивак. — В монетоприемник клали денежку и получали шоколад в жидком виде в специальном стаканчике. Правда, простоял там автомат недолго, потому что очень часто становился «участником» уличных драк. Люди не понимали, как работает устройство – думали, что внутри сидит человек, который и разливает шоколад, поэтому пытались пообщаться с ним через щель для монет. Нередко требовали сдачу и пытались наподдать ему, если не давал. Вокруг собиралась толпа зевак, которая подзуживала: «Врежь ему еще»… Пришлось приставить к автомату полицейского. Потом устройство перенесли к магазину Жоржа Бормана.

Люди чувствуют, когда подарок сделан с душой


В наши дни, отмечает Елена Спивак, подарочный этикет весьма разнообразен.

— Большое значение имеет упаковка – достойное обрамление презента. Она обязательно должна легко сниматься, быть красивой и соответствовать характеру одариваемого, — говорит она.

А вот какой подарок выбрать, а от какого лучше отказаться – подскажут поверья, которые живы и в наши дни.

— Считается, что нельзя дарить человеку часы. В Китае, например, убеждены, что такой презент отсчитывает время до кончины человека. Если не хотите, чтобы муж ушел из дому, ни в коем случае не дарите ему носки. Носовой платок тоже отложите в сторону – такой подарок к слезам, — советует Елена Спивак. — Зеркало — весьма неоднозначный подарок. В разных культурах с этим предметом связано много суеверий. Зеркало часто используется для гаданий, поэтому считается, что оно может принести в дом неприятности. Нельзя дарить пустой кошелек, сумку или чемодан. Но если положить в кошелек купюру, а в сумку – конфетку, такой презент можно преподносить смело. И не вздумайте презентовать любимой теще тапочки – это к долгой болезни или даже к смерти. Не дарите любимым изделия из янтаря — это к разлуке. Средства для душа тоже не годятся – считается, что с таким подарком человек «смоется» из вашей жизни. Даже не смотрите в сторону свечей: такой презент – к похоронам, уместны разве что декоративные.

Как обойти приметы


Впрочем, любую примету можно обойти — для этого просто нужно получить от одариваемого символический выкуп за подарок. Подойдет даже копейка. Тогда это будет уже не подарок, а покупка, а на нее приметы уже не распространяются.

— Каждый подарок имеет свой смысл, — говорит Елена Спивак. — Если вы желаете богатства человеку, подарите ему золото и деньги, желаете нежности – дарите цветы и мягкие пледы. Если хотите для него домашнего уюта и семейного счастья, преподнесите что-нибудь для дома. Подарок – прежде всего показатель того, что вы испытываете к человеку, чего желаете ему, что считаете для него важным. Люди чувствуют, когда подарок сделан с душой, от чистого сердца, а когда просто куплен в первом попавшемся магазине.