Знаменитый «довгоносик» Виктор Андриенко известен зрителям множеством комедийных ролей и проектов.

О том, как нелегко удержаться на плаву в киноиндустрии, как он нашел себя в большом кино и чем занимается сейчас, актер, режиссер, сценарист и продюсер рассказал в программе «Точка зрения» на телеканале Р1.

— Я знала о вас многое, но для меня стало сюрпризом, что вы много лет были каскадером и ваша актерская деятельность началась именно с этой профессии. Я уже молчу о том, что по первому образованию вы кулинар-кондитер.

— Так получилось – работы не было, надо было чем-то заниматься. Когда я получал образование по специальности «актер театра и кино», попытался где-то поработать. Актером меня не брали. Однако набирали каскадеров, и я попал в группу. Это было классно – мы сняли легендарные фильмы: «Шестой», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Гостья из будущего»

— Вы тогда не думали об опасности каскадерской профессии?

— Нет. И сейчас не думаю. Страшно на банановой кожуре поскользнуться, а вот выполнять профессиональные трюки не страшно, если, конечно, речь идет о правильно построенной работе, а не о трюкачестве. Например, в Америке очень серьезно относятся к безопасности каскадеров. Мне повезло поработать с американцами, в частности, со сценаристом и режиссером Би Джей Дэвисом, который долгое время был продюсером Брэндона Ли. Кроме того, он отличный каскадер. Так вот, он мне рассказал, что в Голливуде каскадеров приравнивают к профессиональным актерам. К сожалению, у нас не все режиссеры такого же мнения. А я уверен, что в некоторых жанрах успех кинофильма зависит в большей мере от каскадеров.

— К вам обращаются молодые актеры за помощью в постановке каскадерских сцен?

— Я сам к ним обращаюсь. Например, если вспомнить мой фильм «Иван Сила», то знаменитую драку поставил я, а ребята уже эту сцену доработали. Сейчас я работаю над фильмом «Легенди Чарівнолісся», и все каскадерские сцены отдал каскадерам. Они мне объяснили, чего хотят, и мне понравилось. Я знаю, что сейчас немного поменялись формат и правила. Например, для меня упасть с коня проще простого, а нынешние каскадеры не падают с коня – есть всевозможные поддержки, краны, и человеку не нужно падать. Для меня это немного необычно, но я доверился современным профессионалам. Сейчас постановка трюков происходит иначе. Раньше, например, в сценарии писали: «Завязался страшный бой». И все, а дальше делай что хочешь, чтобы этот бой стал страшным. Сейчас все прописывают, снимают не эпизод, а движения, смотрят, монтируют, потом решают. Я рад качественным изменениям, но хочу отметить, что еще 30 лет назад мне повезло работать с профессионалами, которые и в те времена расписывали трюки посекундно.

— Вы оставили яркий след в анимационном кино. Знаменитый мультфильм, «Остров сокровищ», который можно назвать и кинофильмом, стал легендарным в то время и до сих пор любим зрителями.

— Съемки «Острова сокровищ» – незабываемый период ярких открытий в слиянии анимации и кино. Мы работали над трюками с режиссером, художником и сценаристом Давидом Черкасским, которого я считаю своим учителем. Там я выступил уже не просто как режиссер трюков, а как гэгмен (гэг — комедийный прием, в основе которого лежит очевидная нелепость. – Прим. ред.). Мне надо было подготовить трюки с мультипликацией. Моя задача была соединить реального персонажа с мультяшным. Я подключил всю свою команду, и мы объединили анимационные трюки с живыми. Например, дверь выламывает мультипликационный персонаж, а вываливается из проема живой человек. Я сейчас вспоминаю, и сам в шоке: как я это сделал? Еще один непростой трюк – мне надо было залезть на грот-мачту и драться там с мультипликационным персонажем. При этом я как настоящий пират был на каблуках – изображал ноги Семена Фарады и руки Армена Джигарханяна. Как я не убился, не понимаю.

— В вашем фильме «Иван Сила» вы также сыграли одну из ролей?

— Да, так получилось. Это не моя идея, режиссер картины настоял. Решили, что коль скоро я узнаваемый актер, то должен быть задействован. Так я стал Фиксом – основным антагонистом главного героя. А вообще, мне хотелось, чтобы эту роль сыграл Игорь Письменный. Однако в фильме «Легенди Чарівнолісся», над которым  сейчас работаю, я исполняю только роль главного режиссера. И все. Вообще я преклоняюсь перед теми  актерами, которые одновременно были и актерами, и режиссерами – Олегом Янковским, Алексеем Баталовым. Баталов был постановщиком в картине «Три толстяка» и сыграл там канатоходца-революционера Тибула, после чего сказал, что больше не будет совмещать эти две профессии. Янковский после фильма «Приходи на меня посмотреть», ставшего его режиссерским дебютом, тоже признал, что стоять по одну и по другую сторону кадра – это разные вещи.

— А где сейчас вас больше – в кадре или за кадром? Вы сейчас активно играете в театре.

— Да, театр стал частью моей профессиональной деятельности. И даже там я стараюсь как-то режиссировать. Выравниваем с коллегами свои роли с точки зрения режиссуры, потому что бывает, что актеры забалтываются спустя долгое время в одной и той же роли. Важно относиться с самоиронией к себе и к своей роли. Зачастую актеры не замечают, что играют фальшиво.

— К вам часто обращаются молодые актеры, например, за помощью в продвижении или просто за советом? Когда украинский и российский кинорынки разделились, открылась возможность заявить о себе молодым украинским актерам. Вы это заметили?

— Если учитывать, что большинство украинских актеров работали в российской киноиндустрии, то не совсем и разделились. Артисты вернулись. Но дело не в этом. Когда ко мне обращаются за помощью, я помогаю, но не продвигаю. Я только могу подсказать, не более. Я даже родственников не продвигаю. Хотя просили.

— Как вы все успеваете? Вы задействованы в кино- и телепроектах, да еще играете в театре.

— И что? Я ничего не успеваю, как-то само собой получается. Жизнь заставляет. Вот смотрите, когда в молодости меня не брали актером, я стал каскадером. Потом эта работа закончилась, и я занялся эстрадой. Был тележурналистом, директором мультипликационной студии, учился во Франции. Затем снова оказался никому не нужен. Далее появились «Шоу довгоносиків», которое с успехом шло на телевидении, юмористический сериал «Полное мамаду». Следующим был проект, в котором мне предложили стать режиссером каскадерских трюков, – я сделал восемь фильмов об Африке. Ну а что? Надо было что-то делать, как-то зарабатывать на жизнь. Сериалы делал, короткометражки, потом на меня посмотрели и предложили заняться полнометражным кино. Большим проектом я считаю, в том числе, и «Большую разницу» – всем известное пародийное шоу, которое выходило и на украинском, и на российском телевидении. Я работал там шесть лет. Кроме того, написал вместе с Еленой Шульгой две книги для детей, выпустил два тома комиксов «Безумные приключения попугая Флинта» с иллюстрациями художника Радны Сахалтуева. Американцы даже хотели украсть у меня идею комиксов.

— И как вы на это отреагировали?

— У них ничего не получилось, но, в принципе, надо уметь дарить, и идеи в том числе. Я вот сейчас смотрю, как некоторые компании реализуют тот или иной творческий проект, и понимаю, что это моя идея – просто я подсказал, направил, а кто-то воплотил в жизнь.