Тысячи киевлян и гостей украинской столицы прошли траурным шествием по Дороге смерти на митинг в Бабьем яру — месте мученичества и смерти до 150 тысяч ни в чем не повинных людей разных национальностей, в основном евреев, расстрелянных здесь гитлеровцами и бандеровцами в годы войны.

Преступление против еврейского и украинского народов 
Выступавшая на митинге посол Израиля в Украине Зина Калай-Клайтман отметила, что сегодня люди собрались возле памятника «Менора» не только чтобы почтить память погибших, но и для того чтобы предостеречь: «Люди, будьте бдительными, чтобы такого больше не повторилось». 

В Германии общество воспитывает молодежь в духе противодействия ксенофобии, расизму и антисемитизму 

На траурной церемонии выступил и посол Германии в Украине г-н Райнхард Шеферс. Он отметил, что трагедия в Бабьем яру — это преступление, направленное против еврейского и украинского народов. «И стыд, который мы чувствуем, всегда с нами», — сказал он. Сказал и о том, что память о Бабьем яре по сей день живет среди немцев, поэтому сегодня в Германии общество стремится воспитывать молодежь в духе противодействия ксенофобии, расизму и антисемитизму. «В этот день мы склоняем головы перед погибшими и даем обещание, что такого больше не повторится». 

Но есть, к сожалению, и люди, таких обещаний не дающие. Журналист Григорий Шехтман цитирует слова одного нашего современника: «Чтобы ни у кого не осталось сомнения в том, что этим больше занимались именно головорезы из ОУН, приведу выступление одного из депутатов Ровенского горсовета, прозвучавшее под аплодисменты его «единоверцев» в 1993 году: «Я горжусь(!) тем фактом, что среди 1500 карателей в Бабьем яру было 1200 полицаев из ОУН и только 300 немцев». 

Бабий яр. Большой овраг в северной части Киева, где в конце сентября 1941-го происходили массовые казни десятков тысяч евреев. 

19 сентября 1941 года германские войска, разгромив в 45-дневных боях оборонявшие Киев советские части, вступили в город. Спустя несколько дней страшный взрыв превратил в руины гостиницу «Континенталь», в которой расположился штаб немецкого гарнизона, и близлежащие кварталы. Вспыхнувший следом гигантский пожар унес жизни многих немецких солдат. Германское военное командование решило, что за их гибель несет ответственность еврейское население Киева. В наказание за это евреи группами были отправлены в Бабий яр, располагавшийся тогда за чертой города. За два дня массовых казней там были убиты около 35000 человек (по другим данным — от 50 до 70 тыс. человек). Их тела были погребены во рву 60 метров длиной и около 3 метров глубиной. В октябре 1966 года в Бабьем яру на месте массовых расстрелов был установлен гранитный обелиск. 

За что убивали ОУНовцы? 

Известна роль, которую сыграли в этих расстрелах украинские националисты — ОУНовцы. С одной стороны, роль мелочно-исполнительская, холуйская, а с другой — беспрецедентная по своей драконовской жестокости. 

Елену Телигу убили не как члена ОУН, а как еврейку
 

Тем не менее находятся люди, утверждающие, что все было наоборот: не ОУНовцы расстреливали, а ОУНовцев. Отчасти и формально это так: в Бабьем яру ОУНовцы и фашисты расстреляли со временем членов Походных групп ОУН, которых Гитлер и Розенберг обманули призраком независимости, и украинских — советских и не советских — интеллигентов, не пожелавших смириться с политикой нацистов. 

Здесь, в Бабьем яру, расстреляна украинская поэтесса Елена Телига. Родившаяся сто лет назад дочь петербургского профессора, крестница известной русской поэтессы Зинаиды Гиппиус, она, будучи в эмиграции в Польше, вступила в ОУН. Но ее убили не как члена ОУН, а как еврейку! Русский дворянин и советский офицер, замечательный русский писатель киевлянин Виктор Некрасов, чью роль в том, что руководители КПУ в 50-х годах не заровняли Бабий яр бульдозерами, трудно переоценить, сказал так: «Да, убивали не только евреев. Но только евреев убивали за то, что они евреи». 

Трагедия этой женщины побуждает задать вопрос: за что одни люди готовы отдать собственную жизнь и за что другие — нелюди — готовы отнимать чужую? Ясно ведь, что глупо отдавать свою жизнь за самовары или шаровары — сколь бы культовыми они не являлись, но находятся другие, готовые за это же отнять чужую. Отдают жизнь за одни ценности, а отнимают — совсем за другие. Принимают смерть за идеи и идеалы, а отнимают жизнь за цвет кожи, религиозную принадлежность, за то, до чего убийце, по большому человеческому счету, и дела-то никакого не должно быть. 

Национализм жив? 

Среди политологов и в националистической среде представителей Всеукраинского объединения «Свобода» называют «насосами», — пишет Тимур Стрешнев на сайте «Украина криминальная». Прозвище они получили в наследство от старого названия их политструктуры — Социал-национальная партия Украины. Это тягнибоковцы — приверженцы взглядов, пропагандируемых нардепом О. Тягнибоком. Правда, оппоненты «Свободы» обзывают тягнибоковцев другими словами — «фашисты» и «антисемиты». Это клеймо появилось не случайно — в идеологии СНПУ, да и в высказываниях самого О. Тягнибока, многое заимствовано у адептов Третьего рейха. 

О. Тягнибок всегда гордился, когда его называли «бандеровцем» 


Чем «славен» Третий рейх, достаточно хорошо известно. А вот слегка детализировать взгляды их отечественных последователей стоит. Сам О. Тягнибок в конце января прошлого года дал интервью. В нем он, не делая и намека на какое-либо покаяние, откровенно признался в следующем: «По психотипу, по действиям я — бандеровец. …Я всегда гордился, когда меня называли «бандеровцем». 

Во время презентации СНПУ 19 ноября 1995 года во львовском театре имени Марии Заньковецкой прозвучало следующее: «В связи с перспективой массовой деградации людей, целых народов мы являемся последней надеждой белой расы, человечества вообще…» «Для всех неукраинцев нужно ограничить избирательные, экономические, социальные, культурные права. Пусть они чувствуют себя гостями в нашем государстве», — пишут националистические издания. Это у них называется «защитой украинцев». У тягнибоковской «Свободы» есть целая программа такой «защиты». И авторам программы даже в голову не приходит, что ее наличие в их политическом обиходе в сущности есть признание собственной «меншовартости» и неконкурентоспособности, если уж они чувствуют необходимость в таких орудиях защиты. 

На бытовом же уровне люди, читая вынутую из почтовых ящиков националистическую «пачкотню», начинают ощущать дискомфорт и просто боятся жить в Украине. 

Уезжаете?! Уезжайте — 
За таможни и облака.
От прощальных рукопожатий
Похудела моя рука!
Я не плакальщик и не стража,
И в литавры не стану бить.
Уезжаете?! Воля ваша!
Значит — так посему и быть! 

Неужели у нас короткая память и мы не помним, чем заканчиваются подобные агитки? Вспоминая уроки прошлого, невольно вырывается из груди призыв: «Люди! Будьте бдительны!»