Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о среднем образовании.

Новый закон предполагает введение трех моделей изучения украинского языка в школах, а также обязывает молодых специалистов проходить педагогическую интернатуру. И это еще не все новшества.

Закон № 0901 гарантирует зачисление детей в начальную школу без каких-либо конкурсов, при этом заведение должно быть территориально доступным для детей независимо от их социального статуса или места рождения, сообщает УНИАН. Дети на длительном стационарном лечении получат право получать образование в медучреждениях. Для работы по индивидуальной программе ученик или его родители должны будут обратиться с заявлением в школу. Индивидуальный учебный план, составленный совместно педагогами, родителями и учащимся, должен одобрить педсовет и утвердить директор.

Для подтверждения знаний по предметам, которые приобретаются вне учреждения, проводится обычное годовое оценивание или государственная итоговая аттестация.

Образовательный процесс по новому закону будет состоять из нескольких циклов: 1-2 классы – адаптационно-игровой цикл начального образования; 3-4 классы – основной цикл начального образования; 5-6 классы – адаптационный цикл базового среднего образования; 7-9 классы – базовое предметное обучение; 10 класс – профильно-адаптационный цикл среднего образования; 11-12 классы – профильный цикл среднего образования.

В первом классе урок не должен длиться больше 35 минут, в 2-4 классах – 40 минут, в 5-12 классах – 45 минут.

Минимальное количество учеников в одном классе – пять человек, максимальное – 25 для начальной школы и 30 для средней школы. В законе указана минимальная продолжительность учебного года – не меньше 175 учебных дней в период с 1 сентября до 1 июля.

Предполагается три модели изучения украинского языка в школах. Первая модель предусмотрена для коренных народов Украины, не имеющие государства, которое защищало бы и развивало их родной язык. Прежде всего речь идет о крымских татарах.

Вторая модель – для школ с обучением на языке национальных меньшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС. В зависимости от языковой группы и языковой среды обитания использование этой модели может быть разное, но основы такие: в начальный школе дети будут учиться на материнском языке и одновременно изучать государственный; в пятом классе не менее 20% годового объема учебного времени должно преподаваться на украинском с постепенным увеличением объема; со старшей школы не менее 60% годового объема учебного времени в должно читаться на государственном языке.

Третья модель будет работать для остальных национальных общин Украины. Она касается нацменьшинств, чей язык принадлежит к одной языковой семье с украинским, а также проживающих преимущественно в своей языковой среде. Речь идет о русскоязычных детях. Для них в начальной школе преподавание будет вестись на языке меньшинства наряду с изучением украинского, а с пятого класса не менее 80% учебного времени предметы будут читаться на государственном языке.

Первый год работы молодой учитель будет проходить педагогическую интернатуру под руководством опытного наставника. Учителем может стать человек с любым образованием, а не только с педагогическим.

Законом предусмотрено, что родители учащихся имеют право присутствовать на учебных занятиях своих детей по предварительному согласованию с руководителем учреждения.