Кража черного и цветного металла стала настоящим бедствием как для городских служб, так и для простых харьковчан.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в Харькове кража черного и цветного металла стала настоящим бедствием как для городских служб, терпящих огромные убытки, так и для простых горожан, ежеминутно рискующих напороться на оголенный кабель или упасть в открытый люк.

Металловандалы
 

Очередной поход злоумышленников за металлом в среду, 17 октября, закончился остановкой движения трамваев на целый час. Как сообщил начальник службы движения ХКП «Гор­электротранс» Александр Укис, причиной приостановки движения стало то, что ночью неизвестные вырезали и похитили 3,5–4 м кабеля, питающего трамвайную контактную сеть. 

Охотники за металлом решили действовать открыто и даже вызывающе. Не утруждая себя поездкой в отдаленные и безлюдные части города, рисковые парни срезали кабель, питающий трамвайную сеть, прямо в центре города, на пересечении пр. Правды и ул. Сумской. Всю работу металлоискатели проделали в 6 утра, как раз пред тем, как жители города начинают добираться на работу. 

На предприятии «Горэлектротранс» уже даже смирились с существованием металловандалов. Но это еще что... Свежа в памяти история о том, как бывший уголовник-рецидивист, убил водителя КамАЗа и сдал машину в пункт приема металлов. Просто так, без документов. И там приняли это как несколько тонн металлолома. Не правда ли странно, как можно запросто украсть любое количество металла и спокойно его сдать, получив за это кругленькую сумму наличными? 

Причем пункты приема принимают все подряд. В чем же секрет столь дерзких полулегальных лавочек по всему городу? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать всю специфику работы таких пунктов, да и вообще схему работы всей «отрасли». А она, к слову, есть и очень мощная, давно и надежно «крышованная» и, конечно же, полностью криминализированная. 

Приемные пункты в законе 

Все предприятия или фирмы, занимающиеся сбором как черных, так и цветных металлов, работают по определенным законам, принятым правительством. Постановлением Кабмина Украины от 29.10.2003 г. № 1698 утверждается порядок налогообложения доходов физических лиц от сдачи бытового лома черного и цветных металлов. Согласно ему, при приеме бытового металлолома необходимо оформлять акт по образцу, установленному Кабмином. В акте приема, кроме указания данных документа, удостоверяющего личность сдающего, описания металлолома, его количества и даты оформления акта, следует указывать сумму дохода за сданный металлолом, сумму удержанного налога, сумму дохода, подлежащую выплате, дату банковского или почтового перевода на перерасчет денег.

Иными словами, любой пункт приема должен четко указывать, откуда у них появился тот или иной металл, кто его привез, в каком количестве и сколько денег получил. Почему же пункт приема металлолома, получивший КамАЗ, не соблюдал эти правила? Туда же наверняка можно сдать и трамвайные кабели?
Неужели власти не знают об этом? Не знают о том, что существует четко налаженная индустрия, ведь сдача металлолома — это ведь весьма солидный бизнес и очень доходный?
Особая классификация 

Существует определенная законодательно жесткая классификация, разделяющая черный и цветной металлы. Причем металл определяется по своим характеристикам и свойствам. Наиболее востребованным и качественным металлом для приема является категория 3А. Толщина такого металла должна быть 6 мм, а ширина 50-70 см. Вторым ходовым классом является категория 5А. В этом случае ширина металла может выходить за рамки установленных выше сантиметров. К такому виду лома черного металла относится, к примеру, железнодорожная шпала. Чугунные материалы, такие как станки, чугунные ковши, относятся к классу 12А. Стружка, выштамповка, промышленные отходы подходят под категории 4А, 6А, 8А.  

Выходит, что для простого любителя выпить сдать в металлолом несколько метров кабеля — всего лишь шанс быстро прогулять украденное, а для больших корпораций, принимающих металл через подставные пункты приема по городу — это маленькая песчинка, которая лишь на главном пункте, соединяясь с тысячами подобных песчинок, превращается в огромную гору. 

Несостыковки 

Было бы наивно полагать, что маленькие лавочки просто занимаются небольшим бизнесом. Для того чтобы хранить металлолом, необходимы определенные условия и требования, а затраты для осуществления такого бизнеса нужны немалые. Так, в соответствии с приказом Комитета Госпредпринимательства Украины, Минпромполитики Украины от 25.02.2003 г. № 14/65, для специализированного предприятия, осуществляющего хозяйственную деятельность по заготовке и переработке металлолома цветных металлов, введены требования по грузоподъемности оборудования — не менее 1000 кг. Приемным пунктам черных металлов уже не нужны складские помещения (т.е. черный металлолом может храниться и под открытым небом), а грузоподъемное оборудование может быть грузоподъемностью не менее 5 тонн. 

Понятно, что маленькие пункты приема не могут иметь такое оборудование. Как не могут иметь и требуемую по закону площадку в 1000 квадратных метров, возможности для проведения экологической экспертизы металлолома или анализа взрывоопасных веществ. Кстати, совсем недавно в один из пунктов приема металла на Харьковщине сдали снаряды времен Великой Отечественной войны. 

И что самое главное, ответственность за такие криминальные действия нашими законами классифицируется по-разному. Как рассказали корреспонденту «Вечернего Харькова» в главном управлении экономики и рыночных отношений Харьковской облгосадминистрации, существуют различные виды наказаний для фирм и лиц, сбывающих или приобретающих незаконную металлопродукцию. Если предприятие нарушило условия лицензирования, тогда специальная комиссия рассматривает полученную информацию, составляет акт, после чего направляет все материалы в Киев, где и решается дальнейшая судьба предприятия. Такими делами занимается налоговая инспекция. Милиция расследует материалы незаконного сбыта и приобретения металлопродукции. В этом случае дела рассматриваются только через суд. 

Куда уходит металл 

Существуют два основных рынка сбыта металла. Первый — это Турция, которая уже давно сотрудничает со странами СНГ, скупая металл на территории бывшего соцлагеря по хорошим ценам. Второй — так называемый азиатский рынок сбыта, где поставки металлолома сейчас востребованы как никогда.