Министерство образования и науки теперь будет распределять финансирование между учреждениями высшего образования на основе деятельности университетов, а не по количеству студентов, как было ранее.

Об этом сообщила в Facebook глава ведомства Анна Новосад. По ее словам, новый подход к распределению средств заработал с 1 января 2020 года.

– Больше финансирования получили университеты с лучшими результатами деятельности. Дополнительно мы поддерживаем университеты в регионах, чтобы развивать высшее образование не только в крупных городах, - сказала министр.

Новосад отметила, что при расчете учитывались следующие факторы:
  • позиции в международных рейтингах;
  • объем средств на исследования, привлеченные от бизнеса или международных грантов;
  • региональный коэффициент;
  • масштаб университета;
  • контингент (фактическое количество студентов-бюджетников).
По словам министра 94 вуза в этом году получат 100-120% от своего бюджета 2019 года. При этом финансирование 17 украинских университетов увеличат на 15 млн грн. и больше.

– В 2021 добавим показатель трудоустройства выпускников, которые МОН будет отслеживать через онлайн-систему. А также с 2021 под действие формулы будут подпадать университеты Минздрава и Минкульта. Вес контингента будет в дальнейшем уменьшаться и увеличиваться роль других показателей, - отметила Новосад.

Такое распределение средств должно обеспечить повышение качества высшего образования и уход от количественного подхода, когда основным фактором финансирования было количество студентов в университете, которые учились на бюджетных местах.

«Получив больше денег, университеты могут вложить их в повышение мотивации преподавателей и улучшение качества образования. А у тех, что получили меньше, есть время и возможность улучшить свои показатели. Или не улучшить и быстро перестать получать государственное финансирование. Каждый показатель – это стимул к определенному поведению заведений. Одним из таких является экономический стимул к объединению университетов с более эффективным управлением ресурсами», – отметила Новосад.


Как отметила Инна Совсун, вопрос финансирования образования в целом был проблемным на протяжении всего периода независимости Украины. При этом самой большой бедой финансирования высшего образования автор называет распыление средств и структуру университетских бюджетов и способ, которым определяется количество денег для каждого заведения.

С началом экономического кризиса 1990-х университеты могли выжить только в результате увеличения количества студентов. Для этого они открывали набор на популярные специальности, даже если не имели квалифицированных преподавателей и оборудования; снижали требования к поступающим, а также не отчисляли студентов за неудовлетворительные учебные результаты. Следствием стала ошибочная мотивация для университетов — они все больше ориентировались на простое увеличение количества студентов, при этом снижая требования к уровню их подготовки.