Могут ли люди, находящиеся сейчас за решеткой, стать достойными родителями, создать нормальные семьи? Что поможет им забыть о прошлой жизни?

Завершилась основная часть самого масштабного в Украине проекта по психологической адаптации осужденных к жизни на свободе.

Специалисты впервые исследовали целый пласт проблем людей, находящихся в местах лишения свободы, и провели тренинговые занятия по формированию у них адекватного родительского и семейного поведения.

Изгои в семье и обществе
 

Ассоциация молодых профессионалов «Класс» — общественная организация, которая на протяжении последнего года при поддержке Европейской комиссии и государственного Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний реализует проект по формированию ответственного семейного поведения у людей, которые находятся в местах лишения свободы. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Национального аэрокосмического университета «ХАИ», президент ассоциации молодых профессионалов «Класс» Елена Кочемировская сообщила: многочисленные исследования показали, что сейчас проблема семейных отношений значима для многих, но особенно важна она для тех, кто освобождается из мест лишения свободы. Эти люди испытывают большие сложности с адаптацией. Для общества они нередко являются изгоями, семьи тоже часто отвергают их. Между тем отсутствие поддержки очень мешает им вернуться в общество. 

У многих осужденных представления об обычной жизни искажены. Во-первых, эти представления возникли раньше, под влиянием не всегда нормальных жизненных сценариев, которые были заложены еще в детстве их родителями. Во-вторых, представления о жизни и психические особенности людей, которые находятся в местах лишения свободы, зачастую формируются в отрыве от общества и от семьи. У этих людей не всегда реалистичны ожидания того, что ждет их на свободе, какими должны быть жена или муж, какова их роль в семье. В результате возникает ситуация: человек выходит на свободу с идеализированными представлениями, он уверен, что семья примет его с распростертыми объятиями. И даже когда семья рада видеть этого человека, готова помочь ему и поддержать — это все равно не соответствует его ожиданиям. Специалисты обозначили в своей работе два направления, разработав психологическую программу, тренинги для людей в местах лишения свободы, чтобы скорректировать или
сформировать навыки зрелого супружеского и родительского поведения. Работу психологов по окончании проекта продолжит персонал колоний, поэтому второй блок задач направлен на то, чтобы обучить использованию своих методик людей, которые здесь работают, помочь им. 

Их представления иллюзорны 

Целый год психологи работали в колониях с разными категориями осужденных. Перед тренинговой программой специалисты провели психологическое исследование, чтобы выявить проблемные моменты. В группы отбирали людей, готовых к изменениям внутри себя. На первом этапе проводились занятия по самоизучению собственных чувств, желаний, потребностей. У участников была возможность посмотреть на себя глазами других. Они исследовали себя, а затем переходили на этап осознания своих проблем или самоанализ. Затем психологи перешли к более сложным упражнениям: моделировали с осужденными ситуации семейных конфликтов, взаимоотношения со значимым человеком или ребенком. 

Психологу Алле Гришко довелось работать в Мелитопольской воспитательной колонии, где находятся девушки до 18 лет. Сотрудники Мелитопольской колонии рассказывали Елене Кочемировской, что порой туда попадают девушки, которые в 14 лет впервые узнают о том, что такое спать на постели, на простыне. Есть девушки с двумя классами образования, из каких-то жутких землянок. Контингент непростой, но психологи отметили два основных «слабых звена» этих женщин, над которыми решили поработать детальнее. Обнаружили, например, что у многих несовершеннолетних неадекватно сформирована «Я-концепция» — система представлений человека о самом себе, самовосприятие. Когда человек не знает, что он собой представляет, не совсем понимает, каковы его желания, на что способен, к чему может стремиться — появляется заниженная или неадекватная самооценка. Если у человека размыты границы ценностей — девальвируется система ценностей. Девочки-подростки, например, уходят в общество (нередко — противоправное), где их понимают, ценят и где их самооценка повышается. 

— Девушки в местах лишения свободы не представляют себе своего будущего. А если представляют — то их представления весьма иллюзорны. Девушка не осознает, на что она способна, что может сделать со своей жизнью. Девушки, например, могут говорить о том, что как только выйдут из колонии — устроятся на высокооплачиваемую работу, приобретут квартиру, машину, родят ребенка и будут жить счастливо. Это не позиция 16-17 летней девушки, — считает Алла Гришко. 

Поэтому одной из базовых задач тренинговой программы стало формирование позитивной «Я-концепции»: адекватного представления о самой себе. Второй задачей стало возвращение девушек к естественному женскому началу. Девушки, попавшие в места лишения свободы еще в подростковом возрасте, а затем довольно длительное время находящиеся только в женском коллективе, не умеют общаться с противоположным полом.
Они принимают на себя в основном не женскую, а мужскую или в равной степени мужскую и женскую роли. Выйдя на свободу, они оказываются неспособными выстроить адекватные отношения, создать семью. 

Алла Гришко рассказывает, что поначалу на занятиях внутри группы много было эмоций, агрессивных реакций. У многих девушек изначально были жесткие установки: говорили о том, что мужчина в их жизни — лишний: он нужен лишь для удовлетворения социальных потребностей и рождения ребенка. На одном из занятий девушек протестировали: попросили нарисовать пару — мужчину и женщину. Рисуя женщину, девушка переносила на нее свое понимание женственности, а на мужчину — образ, который у нее уже сформировался. На картинке представителей сильного пола рисовали маленькими, ничтожными, в принципе ненужными, а женщин изображали крупно, ярко, агрессивно, эмоционально: женщина на рисунке явно подавляла мужчину. В других случаях мужчину рисовали как нечто страшное и опасное. А некоторые женственность путали с материнством — мужчина становился сыном, о котором нужно заботиться, потому что слаб: женщина брала на себя ответственность и за мужчину, теряя собственное «я». В любом случае возникала ситуация дистанцирования мужчины от женщины: «я и мужчина — отдельно», комментирует Алла Гришко. 

С мужчинами работали вдвое больше 

Существует и немалая проблема осужденных женщин, у которых есть дети. Елена Кочемировская ставит под большое сомнение расхожее мнение о том, что материнский инстинкт — это нечто само собой разумеющееся, врожденное и априори заложенное самой природой. На самом деле материнские навыки и поведение формируются в процессе общения с ребенком. У части осужденных женщин, естественно, этот процесс нарушен и они неспособны на адекватные отношения со своими детьми. Алла Гришко работала со зрелыми женщинами в Черноморской колонии в Одессе. При этой колонии есть Дом ребенка, где находятся дети, родившиеся в местах лишения свободы. В женских колониях проблемы приобретают большую глубину и размах, чем в колониях для несовершеннолетних, и работа психологам предстояла упорная. Девичий возраст — довольно гибкий для коррекции, а у женщин в местах лишения свободы личностные установки уже сформировались, причем, как правило, патологичные. 

Основная проблема зрелых женщин — наличие неадекватных моделей взаимоотношений с противоположным полом. Кроме того, у этих женщин отсутствует ответственность за себя и за свою семью. Многие женщины ищут причины случившегося с ними в том, что их окружали «не те» люди, происходили «не те» события либо «Бог не дал». Это позиция инфантильная, незрелая, предупреждает Алла Гришко, и одна из задач психологов была перестроить эту позицию. 

Что же касается тренингов для мужчин — то здесь упор делался на вопросы, связанные с отцовским поведением, коррекцией агрессивности, склонностью к насильственным действиям, в том числе и в семье. Для мужчин большее значение имели вопросы, связанные с дальнейшим трудоустройством. Тренинги с мужчинами занимали в два раза больше времени, чем с женщинами, призналась Елена Кочемировская. 

Райская роза из кактуса? 

Шероховатости и трудности на занятиях с осужденными были. Заместитель начальника Темновской воспитательной колонии № 100 Управления государственного Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний Александр Дегтярь рассказывает, что свой проект в Темновской колонии ассоциация реализовала в течение двух месяцев. Когда набирали первую группу для тренингов — осужденные упрямились: «А что нам там делать?» Но во вторую группу осужденные уже просились. После окончания проекта по осужденным, которые принимали участие в проекте, уже были видны изменения в самом поведении и понимании того, что их ожидает на свободе. В каждой колонии действует школа по подготовке к освобождению: с осужденными за шесть месяцев до их освобождения работают психологи, представители центра занятости, центра социальной службы для детей, семьи и молодежи. Те осужденные, которые прошли тренинг, уверяет Александр Иванович, были на порядок выше тех, кто не принимал в нем участия. За время действия проекта освободились 36 человек — 23 «бывших» прислали в колонию письма, что трудоустроены, живут в семьях, нашли работу. Александр Дегтярь надеется, что у них и дальше все получится и они больше не попадут в места лишения свободы. 

На вопрос, можно ли перевоспитать людей, находящихся за решеткой, Елена Кочемировская заметила, что у взрослых представления о своем месте в мире уже укоренились и очень тяжело переубедить их в том, что на свободе может быть все не так радужно, как им хотелось бы, тем не менее все не так уж плохо. В ядре личности каждого осужденного есть черты, на основе которых можно в дальнейшем выстроить его способность к адекватному поведению в нормальном обществе. 

— Мы не ставили перед собой задачу из кактуса сделать райскую розу: понятно, что это малореально. Речь шла о том, чтобы помочь людям адаптироваться, помочь им изменить модели поведения, которые мешают им приспособиться хотя бы на первых порах, — говорит Елена Кочемировская. 

Психологи рассказывают, что из 17 девушек, прошедших тренинги, семь девушек, вышедших на свободу, адекватно влились в среду: одна даже поступила в институт, несколько продолжили обучение и нашли работу. При Черноморской колонии в Доме ребенка растут 40 малышей в возрасте до трех лет. Директор Дома ребенка говорит, что в этом году впервые за последние несколько лет женщины начали кормить своих детей грудью. Эти женщины были из числа прошедших тренинги. Но утверждать, что здесь прослеживается четкая зависимость от тренингов, психологи не берутся, хотя признают, что ситуация изменилась к лучшему. Женщины стали писать письма родным, начали разыскивать своих детей, оставленных в детских домах. 

Проект рассчитан на полтора года. Основная — тренинговая часть, длившаяся около года, завершилась, но реализация проекта продолжается. Уже издана книга с рекомендациями для сотрудников колоний, в конце октября должны выйти пособия по результатам тренингов. 

Елена Кочемировская предлагает создать рабочую группу психологов, социальных педагогов. Специалисты могли бы продолжить идею: приезжать в места лишения свободы, передавать опыт персоналу и участвовать в подготовке людей, собирающихся работать с осужденными. Елена уверена, что эта работа была бы эффективной.