Супермаркеты — это, конечно же, очень удобно: наглядно, ярко, и тележки предоставляются, и дегустации продуктов проводятся, и никто не торопит тебя с выбором, гуляй-выбирай сколько хочешь, но…

Доверяй, но проверяй… 
В престижном магазине покупатель рискует быть обманутым ничуть не меньше, чем на рынке. В арсенале недобросовестных продавцов как традиционные базарные методы, так и высокотехнологичное жульничество. Приведем наиболее распространенные примеры. 

1. Продажа некачественных товаров с просроченным сроком годности, продажа контрафактной продукции без документов и сертификатов качества. 

2. Самый распространенный случай нарушения правил торговли — подмена ценников, неправильно развешанные ценники, неверная информация на них. Часто на полке магазина стоит товар с одним и тем же названием, но по разным ценам. Например, водка «Хортица» в подарочной упаковке стоит гораздо дороже, чем без таковой. Покупатель приобретает простую бутылку, а ему пробивают ее как подарочную. На чеке в графе «наименование товара» и в том и в другом случае указывается просто «водка «Хортица». При совершении закупок на неделю, когда тележка полным-полна, заметить такую подмену очень сложно. 

3. Еще один способ надуть покупателя — это несоответствие цены. Пока вы дошли от прилавка до кассы, товар вдруг стал дороже. При этом кассир уверяет вас, что цена изменилась еще с утра, но ценники просто не успели поменять. 

4. Известны случаи, когда кассир пробивает несуществующий товар. Или, например, вместо трех пачек майонеза, которые берет покупатель, ему пробивают пять. Такой вид мошенничества легко заметить, если покупок мало. А если покупатель затоваривается на неделю вперед? 

5. Еще один подвох — «программная ошибка» в электронной системе кассовых аппаратов. Например, в торговом зале ценник на товаре стоит один, а на кассе при автоматическом считывании штрихкода сканером оказывается, что товар гораздо дороже. 

6. Иногда кассир набирает коды вручную. При этом он отлично знает товарные коды и может набрать в зависимости от ситуации код более дорогого товара. 

7. Глубоко заблуждаются те, кто думает, что в супермаркетах не обвешивают. Не стоит доверять специальным упаковкам овощей и фруктов с нарисованными на них килограммами. Не поленитесь дойти до контрольных весов и взвесить их заново. Продукты усыхают после недели лежки, в результате упаковка тех же бананов с надписью «один килограмм» тянет не больше, чем на 900 граммов. Другой способ обвеса: уже расфасованные товары оцениваются не по массе нетто, а по массе брутто. Это означает, что за каждый грамм упаковки покупатель платит по цене, скажем, завернутой в нее осетрины. Кроме того, иногда фасовщики используют более толстую пленку, чем положено. 

8. Нередко практикуется сговор кассира с охраной. Кассир не пробивает одну единицу купленного товара. Вы, не заметив этого, отходите от кассы и… Охрана уже тут как тут! Контролер просматривает чек и фиксирует неоплаченный товар, который считается украденным. Охрана вас задерживает, отводит в свою «каморку» и предлагает не усугублять ситуацию — обойтись без милиции и оплатить «украденный» товар… в тройном размере. 

9. И наконец все покупки делятся на плановые, то есть жизненно необходимые покупателю: хлеб, молоко, мясо, чай и т. п., и покупки импульсивные, без которых вполне можно обойтись. Но если грамотно преподнести этот товар, соблазнить, сделать показателем радости, престижа в конце концов, всучить хитростью… В итоге, заскочив в супермаркет за самым необходимым, покупатель приобретает кучу ненужных вещей. 

Как избежать обмана? 
1. Ходите по торговому залу с калькулятором и складывайте цены купленных товаров. Если сумма не совпадет с пробитой — разбирайтесь, не отходя от кассы, не обращая внимания на очередь. 

2. При взвешивании продуктов внимательно смотрите на весы или хотя бы делайте вид. Когда кассир называет сумму покупок, переспрашивайте: сколько-сколько? — второй ответ часто не совпадает с первым. 

3. Будьте особенно внимательны, покупая несколько товаров одного наименования: при введении кода вручную вероятность обсчета резко возрастает. 

4. Покупая товар, всегда берите чек, потому что в нем, кроме несоответствия цены, может «случайно» затеряться и товар, который вы не приобретали. Более того, чек является документом, по которому вы можете доказать свою правоту. 

5. Если обнаружилась разница в цене товара, помните, вы имеете право оплатить товар по цене, указанной в ценнике, и не ваши проблемы, если сотрудники супермаркета не успели его заменить. В случае отказа обязательно пишите свои замечания в Книгу отзывов и предложений, т. е. зафиксируйте этот случай и обращайтесь в Общество по защите прав потребителей или Управление по защите прав потребителей. 

6. Чтобы избежать импульсивных покупок:
а) не ходите в магазин голодными;
б) составьте список необходимых покупок и не отступайте от него;
в) берите с собой ту сумму денег, которую можете позволить себе потратить;
г) не берите тележку, если собираетесь купить один-два продукта. 

Знай свои права 
С просьбой разъяснить права покупателя в супермаркете «Вечерний Харьков» обратился к заместителю председателя Областного общества по защите прав потребителей Василию Дмитриевичу Черкашину. Итак... 

1. В случае конфликтной ситуации вступать в дискуссию с работниками магазина не стоит. Следует пригласить менеджера и написать заявление на имя руководителя торговой организации. Причем, если дело дошло до угроз вызвать милицию, то позвонить в правоохранительные органы лучше вам самим. И в присутствии сотрудника милиции вручить менеджеру магазина заявление. 

2. Стоит отметить, что администрация магазина вправе настаивать, чтобы вещи сдавались в камеру хранения только при условии, что камеры охраняются и администрация несет ответственность за сохранность ваших вещей. 

3. Сотрудники магазина не имеют полномочий делать обыск и досмотр личных вещей покупателей. После задержания они должны вызвать наряд милиции. Если охрану супермаркета осуществляют работники ведомственной или вневедомственной охраны, то они имеют право производить досмотр вещей, а в исключительных случаях — и личный досмотр, «но только сотрудником милиции одного пола с обыскиваемым лицом и в присутствии понятых того же пола». 

4. Потребители во время приобретения заказа или использования продукции, которая реализуется на территории Украины, для удовлетворения своих бытовых потребностей имеют право на:
а) государственную защиту своих прав;
б) надлежащее качество товаров (работ, услуг), торгового и других видов обслуживания; в) безопасность товаров (работ, услуг);
г) необходимую, доступную и достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте товаров (работ, услуг);
д) возмещение убытков, причиненных товарами (работами, услугами) ненадлежащего качества, а также вреда, причиненного опасными для жизни и здоровья людей товарами (работами, услугами) в случаях, предусмотренных законодательством;
е) обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав. 

Итак, если в супермаркете были нарушены ваши потребительские права, Василий Дмитриевич советует поступить следующим образом: 
обязательно сохраните чек, зафиксируйте свои замечания в Книге отзывов и предложений и обратитесь с письменным заявлением в Областное общество по защите прав потребителей по адресу: Харьков, ул. Сумская, 3, 1-й подъезд, 2-й этаж. Тел. 731-29-84.