«Харьковводоканал» под угрозой отключения заставляет потребителей заключать кабальные договоры и поднимает тарифы на свои услуги, качество которых оставляет желать лучшего. Защищать горожан от произвола чиновников взялись активисты.  

В Харькове дорожает холодная вода и канализация. Новые цифры в платежках обсуждались в КП «Харковводоканал». Услуги по централизованному водоснабжению в Харькове подорожают для населения на 20,3%, для субъектов хозяйствования — на 8%. За централизованное водоотведение населению придется платить на 46,2% больше, для субъектов хозяйствования водоотвод подорожает на 54%.

Услуги «Харьковводоканала» подорожают уже в феврале-марте. Среди основных причин подорожания на предприятии называют увеличение тарифов на электроэнергию, повышение стоимости материалов, очистки стоков, выполнения ремонта, эксплуатации сооружений, а также увеличение налогов и уровня средней заработной платы.

— Один из основных меседжей – повышение заработной платы сотрудникам предприятия. Я являюсь руководителем независимого профсоюза работников горэлектротранспорта и напомню, что повышение тарифов на проезд в общественном транспорте тоже шло под эгидой повышения зарплат сотрудникам. Так вот, долги по зарплате, которые тянутся с июля прошлого года, закрыли только на днях. Да и то потому что мы уже начали писать в прокуратуру, — замечает глава общественной организации «Всеукраинская антикоррупционная палата» Андрей Ильгов.

При этом горожане сетуют, что несмотря на растущие тарифы, качество услуг, предоставляемое коммунальными предприятиями, оставляет желать лучшего. В частности, горожане озаботились вопросом: какую же воду они оплачивают – питьевую или техническую?

— За что я должен платить такие деньги? Нас травят, выдавая ржавую воду, которая течет из кранов, за питьевую, еще и деньги за это берут, — возмущается харьковчанин Николай Фомин.

Вопрос о качестве услуг, предоставляемых КП «Харьковводоканал», поднимался на общественных слушаниях, но был проигнорирован руководством предприятия и представителем Нацкомиссии по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг.

— На публичном обсуждении тарифов на вопрос: «Какую воду вы поставляете харьковчанам – питьевую или техническую, то есть на какой продукт вы утверждаете тариф?» — ни руководство «Харьковводоканала», ни контролирующие органы НКРЭКУ не смогли ответить. Сказали, что это не предмет рассмотрения, — говорит правозащитник, глава общественной организации «Громадський сектор» Анатолий Ряснянский. — Получается, что предприятие утверждает тариф неизвестно на что. С этим вопросом мы еще неоднократно обратимся к начальнику отдела НКРЭКУ в Харьковской области Василию Безъязычному. Хочется знать, какая же у нас вода – питьевая и или техническая.

— Это абсолютно фейковые слушания, — заявил депутат горсовета Дмитрий Маринин. – Ни один харьковчанин не может понять, за что он, собственно, платит и почему повышаются тарифы. Если коммунальное предприятие собралось оказывать услугу харьковчанам – оно должно спросить у харьковчан, готовы ли они заказать эту услугу и по какой цене. И только после этого мы можем вступать в договорные отношения с теми, кто предоставляет услугу. Харьковская же городская власть превратилась в закрытое общество, коммунальные предприятия работают так, как будто они не потребителей обслуживают, а являются собственностью руководства города.

Нет договора – нет воды


По словам активистов, «Харьковводоканал» буквально заставляет харьковчан подписывать с ним кабальные для потребителя договоры под угрозой прекращения подачи воды.

— Соответствующие предупреждения развешены на подъездах харьковских многоэтажек,  — рассказывает Анатолий Ряснянский. – Это беззаконие чистой воды.

Напомним, до 1 мая 2020 года все абоненты КП «Харьковводоканал» должны заключить в предприятием договор — это предусмотрено законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах». В зависимости от статуса потребителей предусмотрено пять разных видов договора – примеры размещены на официальном сайте предприятия. На общедомовом собрании жильцы должны решить, какие договоры они заключат – с обслуживанием внутридомовых систем или без. По словам заместителя генерального директора – директора Департамента сбыта КП «Харьковводоканал» Тараса Грущака, если больше половины собственников жилья в доме определились с выбором модели взаимодействия, то такой договор заключается со всеми жильцами автоматически. По его словам, если абоненты заключат договор на предоставление услуг без обслуживания сетей, то ремонтировать трубы в доме им придется за свой счет. Кроме того, по закону предприятие может не предоставлять услугу гражданам, которые не подписали договор.

— Здесь нарушается один из основных принципов защиты прав потребителей – свобода договора. Запрещается навязывать потребителю что-либо, если оно ему не нужно, — — говорит Анатолий Ряснянский. – А нам навязывают договор на невыгодных для нас условиях.

— Динамика заключения договоров очень слабая — из 575 тысяч абонентов «Харьковводоканала» соглашения заключили всего лишь около 38 тысяч. То есть народ начинает сопротивляться, — отмечает активист-антикоррупционер Андрей Ильгов.

Что делать потребителю?


Анатолий Ряснянский обращает внимание: статьей 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусмотрено, что с предложением о заключении договора о жилкомуслугах или о внесении изменений в документ может обратиться любая сторона, предоставив письменно другой стороне проект соответствующего договора или изменений к нему, составленных в соответствии с типовым договором. А если потребитель, получив проект договора от исполнителя коммунальной услуги, не сообщил в течение 30 дней о своем отказе в заключении договора, или не предоставил протокол разногласий к нему (где изложены его замечания и предложения), то договор считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем жилищно-коммунальных услуг.

— То есть если вы в течение 30 дней никак не отреагировали на предложенный вам «Харьковводоканалом» проект договора, договор считается заключенным на условиях предприятия. И вы получаете кабальный договор, — говорит Анатолий Ряснянский. — Как этому можно противостоять? Если вам такая услуга не нужна – отказывайтесь, иначе договор будет считаться заключенным на чужих условиях. Если услуга вам нужна, но на выгодных условиях для вас, а не для исполнителя, предоставьте исполнителю в 30-дневный срок протокол разногласий к проекту договора. Исполнитель должен либо согласиться с вами, либо отказать вам в заключении договора.

Кстати, Дмитрий Маринин прошел этот путь.

— И еще раз убедился, что харьковскому КП – закон не писан, — говорит он. —
На протокол разногласий мне ответили… протоколом разногласий. Тогда как обязаны либо принять протокол разногласий к исполнению, либо отказать – и тогда потребитель имеет право идти в суд и реагировать.

Пока не утрясется вся эта ситуация с договорами, потребитель имеет полное право не платить за услугу, поскольку он ее еще не заказал, отмечает Анатолий Ряснянский.

— Имейте в виду, если вы осуществите оплату предоставленных исполнителем услуг, то законодательством это расценивается так: договор считается заключенным в редакции, предложенной исполнителем услуги, – поясняет правозащитник. – Так вот, чтобы не соглашаться на кабальный договор, чтобы добиться выгодных для вас условий, вы не должны давать ни единого шанса считать этот договор заключенным. То есть не платить ни копейки до того момента, пока договор окончательно не будет утвержден и подписан в том виде, в каком он вас устраивает.

А коммунальное предприятие, по словам правозащитника, пошло по пути наименьшего сопротивления.

— Расклеили бумажки на подъездах с предупреждением, что отключат воду, и пытаются таким образом заставить жильцов заключать договоры, которые выгодны только «Харьковводоканалу». Между тем по-прежнему неясно, какая же вода будет течь из ваших кранов, — говорит Анатолий Ряснянский.

Право знать


Стиль поведения КП «Харьковводоканал» применим и к другим коммунальным предприятиями, потому что ни одно из них не может навязывать свои услуги, отмечает Дмитрий Маринин. И чтобы помощь харьковчанам в борьбе с произволом чиновников, активисты создали общественную платформу.

— Каждый харьковчанин имеет право знать, что такое коммунальное предприятие, кому оно принадлежит, перед кем его руководство должно вести отчет и у кого должны спрашивать о том или ином повышении тарифов, — говорит депутат горсовета. – Мы поможет разобраться в договорах с коммунальными предприятиями, составить протокол разногласий, расскажем, на что обратить внимание, разъясним потребителям их права, укажем на подводные камни законодательства о жилищно-коммунальных услугах… Мы обращались за поддержкой к губернатору, получили от него поддержки – ноль. Мы обращались за поддержкой к народным депутатам от «Слуг народа». Поддержки – ноль.
И все же общественная платформа будет работать.

В ближайшее время, по словам активиста, будет известен адрес офиса, куда можно обращаться за консультацией.

Харьков – на грани банкротства?


По словам активистов, благодаря нынешней городской власти Харьков оказался на грани банкротства.

— Я приведу примеры работы коммунальных предприятий, которыми на сегодняшний день так гордится исполнительная городская власть. Основная гордость — парк имени Горького, куда возят гостей и иностранцев. Между тем парк очень дорого обходится харьковчанам, утверждает Дмитрий Маринин. – Мы продолжаем платить из своих карманов за парк, который на сегодняшний день, по нашим подсчетам, зарабатывает в летний сезон 30 миллионов гривен в месяц. Кредит на парк был взят в 2011 году в размере 20 миллионов евро. На сегодняшний день выплачена только часть этого кредита. Бюджет города (а это наши деньги) потратил за все время работы парка порядка полумиллиарда гривен. Вдумайтесь: парк зарабатывает 30 млн в месяц, при этом мы его дотируем из бюджета, выплачиваем из бюджета кредит. На сегодняшний день парк Горького является убыточным, и его убытки составляет более сорока миллионов гривен, — говорит Дмитрий Маринин.

Среди убыточных коммунальных предприятий, по его словам, — КП «Харьковский метрополитен», КП «Харьковские тепловые сети», КП «Харьководоканал», КП «Жилкомсервис».

— В марте 2018 года стоимость одной поездки в метро выросла с четырех до пяти гривен, а убытки в том же 2018-м составили 72 миллиона. В феврале 2019 года стоимость проезда в метро поднята с пяти до восьми гривен. При этом за первое полугодие убыток метрополитена составил 54 миллиона, только за третий квартал 2019 года убыток составил 115 миллионов гривен, – приводит данные Дмитрий Маринин. — В 2019 году КП «ХТС», которое месяцами задерживает зарплату своим сотрудникам, имеет убыток более полутора миллиардов гривен. Это убыточное предприятие, которое все время дотируется из бюджета города. В КП «Харьковводоканал» на сегодняшний день убытки составляют 218 миллионов гривен. «Жилкомсервис» должен своим так называемым подрядчикам: ХТС – около 800 миллионов гривен, «Харьковводоканалу» – около 400 миллионов, другим подрядчикам – еще около 300 миллионов. Общий долг составляет полтора миллиарда. Харьков – на грани банкротства. На сегодняшний день даже я не знаю, как много имущества громады заложено в кредиты, которые набраны на тепловые сети, на парк Горького и так далее. По моим подсчетам, правление нынешней городской власти обходится городу в год примерно в половину бюджета. Я не говорю о прямых платежах, которые платят харьковчане водоканалу, ХТС и так далее. Если в город придет другая исполнительная власть, это можно будет очень быстро погасить... Коммунальные предприятия должны работать на громаду, которой они принадлежат, а не на тех, кто называет себя сегодня харьковской городской исполнительной властью.