В результате миграции населения из Германской империи к концу 18-го века в России сформировалось нацменьшинство — российские немцы. Традиция приглашать на службу иностранцев, в том числе и немецкой национальности, вначале была прерогативой царствующих особ, а затем распространилась и на высшее сословие.

Оставшиеся по завершении контракта военные специалисты, врачи, архитекторы, садовники, гувернеры, инженеры и представители других профессий обычно селились в крупных городах и составляли относительно малочисленную немецкую прослойку в российском обществе. «И хлебник, немец аккуратный, в бумажном колпаке, не раз уж отворял свой васисдас» — из бессмертного Пушкинского «Евгения Онегина». 

Появление в 1762–1763 гг. колонизационных манифестов Екатерины Великой, пригласившей иностранцев на переселение в Российскую империю, инициировало мощные потоки крестьянских масс и малоимущих горожан из этнической родины императрицы. 
Переселенцам гарантировалось освобождение от уплаты налогов в течение 30 лет, денежная помощь на обустройство для каждой семьи, освобождение от воинской повинности и земельный надел до 30 десятин. Первые компактные поселения немцев-колонистов появились в Нижнем Поволжье, а в начале XIX века немецкие колонии возникают в Причерноморье, Бессарабии и на Южном Кавказе. Проект по заселению восточных и южных необжитых земель России и подъему культуры сельскохозяйственного производства за счет колонистов оказался весьма удачным. В малонаселенных степях Поволжья, Малороссии и Западной Сибири возникли поселки, которые характеризовались исключительной чистотой и благоустроенностью, в них царили мир и благополучие всех семей, а фермеры традиционно собирали стабильные урожаи. В условиях относительной автономности колонисты во всем и безусловно подчинялись властям. Вместе с тем они бережно сохраняли национальные традиции и диалект немецкого языка местности их этнического происхождения. Религиозная и территориальная обособленности от местного населения практически исключали создание смешанных семей. Последующие поколения колонистов занимались не только фермерством, но и пополняли немецкую городскую общину, занимаясь предпринимательством, торговлей и преподаванием. 

В 80-х годах 19-го века лояльное отношение имперских структур к российским подданным иностранного происхождения начинает изменяться. Сокращается государственное финансирование культурно-образовательной сферы этнических общностей, ежегодно увеличиваются налоги с фермерских хозяйств, в газетах печатаются провокационные статьи, например «О вреде чрезмерной чистоты в Поволжских колониях». 

В начале XX века Европа поражается вирусом «шпиономании». Особое внимание в России привлекают этнические немцы. К традиционному объекту преследования и шельмования русских националистов (евреев) присоединяется еще один — лица немецкой национальности. До погромов дело не доходило, но, например, убийство революционера Н. Баумана в Москве 18 октября 1905 года — на совести «черносотенцев». Во время первой мировой войны в условиях шовинистической кампании царское правительство запретило преподавание на немецком языке в национальных (городских) школах и его использование в церквях, прекратился выпуск немецкоязычных газет. В 1917 году Николай II санкционировал применение к немцам Поволжья Закона об экспроприации земельных владений. Реакцией на эти и другие исторические события явилась реэмиграция части немецкого населения, которая сразу же после образования в 1922 году СССР была прекращена. 

Оставшиеся на территории бывшей русской империи советские немцы наряду с другими нациями включились в строительство социализма в СССР. В равной мере с другими народами многонацио­нального государства они разделили радость успехов и побед, а также горечь сталинского произвола и беззакония. Политика в отношении к немецкому нацио­нальному меньшинству в этот период — яркий тому пример. В 1924 г. на территории бывшей Самарской и Саратовской губерний была образована АССР немцев Поволжья со столицей г. Энгельс. Население республики являлось самой многочисленной региональной группой компактного проживания немцев в государстве. Просуществовала, к сожалению, АР НП недолго — до 1941 года. На этот период приходятся и наибольшие достижения в возрождении нации. На немецком языке издавались газеты и журналы не только в автономии, но и на юге Украины и в некоторых районах Сибири. Немецкий язык как иностранный превалирует на всех образовательных уровнях. Книги на этом языке распространяются по всей стране. Популяризируется немецкая классическая литература и философия. В столице АССР НП открылись два государственных национальных театра. Преподавание в школах и вузах республики осуществлялось на немецком языке. 

Временное удостоверение спецпоселенца

В 1941 г., после первых поражений Советской Армии и потери значительных территорий на западном и южном направлениях боевых действий, лояльность нацменьшинства к Советской власти была поставлена под сомнение. Немцы, проживавшие в Причерноморье, Крыму и в Поволжье, объявлялись социально опасными элементами и подлежали насильственному выселению на восток. При этом обвинения советских немцев в сотрудничестве с фашистами были лишены какой-либо доказательной базы. Всего по всей стране депортации подверглись более 600 000 немцев, из них 2/3 пришлось на долю немцев Поволжья. «Эх, война, что ты сделала, подлая» — эти слова Б. Окуджавы точно отражают горькую судьбу депортированных людей, а трагические события, связанные с ней, прочно сохранились в их памяти. Выселение проходило в спешке, транспорта не хватало, до пунктов сбора многие семьи вынуждены были добираться пешком, пре­одолевая порой до 40 км. Людей отправляли в грузовых вагонах в три-четыре раза больше допустимой нормы. На новых местах жилья (если оно вообще имелось!) не хватало, поэтому в дом селили до пяти семей переселенцев. В условиях тотального дефицита продовольствия они были обречены на полуголодное существование. Репрессивная политика была продолжена путем мобилизации немцев в «трудовую армию» или в «рабочие колонны» (1942–1943 гг.). Фактически, ведомство Л.П. Берия организовало новый вариант печально известного ГУЛАГа. География трудармейских лагерей, в которых на положении заключенных находились немцы в возрасте от 14 до 65 лет, была довольно широкой: Казахская ССР, бухта Ванино (Дальний Восток), Коми АССР, Монголия, Урал, Сибирь, Алтайский край и др. Более 200 000 трудармейцев погибли от непосильного труда, скудного питания, отсутствия медицинской помощи и тяжелейших бытовых условий. 

Трудармия. Немецкие женщины на строительстве железной дороги. 1946 –1947 гг.

Салют Победы ничего не изменил в жизни депортированных мужчин и женщин немецкой нацио­нальности. В рай­онах их проживания был введен режим спецпоселений и комендатур. Самовольный выезд с места прописки карался 20 годами каторжных работ. Несмотря на отмену в 1955 году режима спецпоселений, только в 1972 году ограничения в выборе места жительства для немецкой диаспоры были сняты. Однако городские квартиры и добротные сельские дома, построенные колонистами, уже были заняты другими людьми. Многим семьям снова пришлось начинать поиски жилья и работы. Некогда процветающие поселки Поволжья, Причерноморья и Западной Сибири, обустроенные с любовью предками из Пруссии, Саксонии, Баварии и т. д., стали постепенно чахнуть и умирать. 

Послевоенное поколение советских немцев, выросшее в условиях урбанизации, зачастую ассимилировалось с местным населением, а воспитание детей в этнически смешанных семьях осуществлялось в традициях доминирующей в данной местности этнической группы. Духовные ценности немецкой нации, обычаи и язык постепенно забывались. В конце 80-х годов прошлого столетия только 4% немцев имели высшее образование.
Экономическая, социально-политическая и межнациональная напряженность внутри СССР достигли апогея в 1991 г. и некогда могучая страна распалась на независимые государства. Джин национализма, ранее управляемый и сдерживаемый советской властью, вырвался на свободу. Новыми властными элитами этих стран немецкому народу отводилась роль второразрядного нацменьшинства. 

В настоящее время реализуется два альтернативных проекта решения этой этнополитической проблемы. Первый предполагает воссоздание немецкой автономии на Волге, создание там предприятий, возведение жилых домов, строительство дорог, систем электро- и газоснабжения, очистных сооружений. Реализация проекта осуществляется совместно с Российской Федерацией и Германией. Немецкой диаспорой стран СНГ выбран, однако, другой вариант — эмиграция на родину предков. Из России, Казахстана и республик Средней Азии в Германию уже выехали более 2,5 миллиона немцев и членов их семей.