Пять часов продолжалось заседание градостроительного совета, на котором повторно рассматривался проект реконструкции ЦУМа на площади Розы Люксембург. Но представители городской власти и архитекторы к единому мнению так и не пришли. Проект «завис» до тех пор, пока общественность не скажет решающее слово.

Понять архитекторов можно — заказчик дает деньги и предлагает проявить творческую фантазию, граничащую с вызовом и эпатажем. Однако нельзя забывать, что центральный универмаг по пл. Розы Люксембург, 1/3 находится в центре Харькова на месте исторического ядра города. К таким проектам нужно относиться ответственно.
Здесь, на Университетской горке, появилась небольшая крепость, давшая жизнь мегаполису. Здания здесь отличаются по этажности, капитальности, стилистическим особенностям и архитектурной ценности, но несут на себе отпечаток прошедших времен. 
Да и сама университетская горка является памятником ландшафтной архитектуры. 

Сейчас участок на углу площади Розы Люксембург, Пролетарской площади и примыкающего Полтавского шляха немноголюден, сетуют архитекторы. Возможно, это произошло из-за пониженной деловой активности универмага. «Только дефицит туда может вернуть посетителей», — признается автор проекта. Чтобы вернуть покупателя в старый добрый ЦУМ, дирекция универмага решила приделать к зданию семиэтажную пристройку с функцией главного входа и вестибюля (существующие лестничные клетки ЦУМа подлежат демонтажу). В пристройке разместятся зоны торговли, а на последних этажах — ресторан с панорамой на город. 

Фасад пристройки планируется построить из гнутых наборных пластин патинированной меди шириной 400 мм и ленточного остекления высотой 300 мм — как в «лучших домах» Копенгагена, Барселоны, Петербурга и Праги. Там существуют подобные полосатые объекты. Автор проекта попытался перенести мировой архитектурный опыт на харьковскую землю. 

Однако его революционные идеи не оценили. На первом заседании градсовета проект попросили доработать. Второй вариант тоже не добавил энтузиазма — «дуля», как успели окрестить сооружение журналисты, осталась в прежней комбинации. 

Некоторые архитекторы обвиняли автора проекта в том, что он строит монумент самому себе, пытается самоутвердиться за счет скандальной пристройки: «мы привыкли гробить все достижения предыдущих эпох», «насколько нужно не уважать архитекторов, кто был до тебя», «неужели Харьков достоин таких воплей?» 

Другие, наоборот, восхищались смелостью и новизной, когда симбиоз старого и нового «оказал неожиданное, даже агрессивное действие», «сделал это место напряженным». Об игнорировании решения горсовета об охране историко-культурного ареала напомнил депутат 

Сергей Тимченко: «Любое строительство должно быть сопряжено с целым рядом формальностей, вплоть до археологических раскопок на месте строительства… Центр города надо не реконструировать, как хочется революционно настроенным архитекторам, его надо реставрировать». Для вызывающих проектов, считает депутат, нужно искать «менее святые, с точки зрения истории», места. 

Сергей Дмитриевич напомнил, что на площади Розы Люксембург (исконное название площади — Торговая) открываются новые магазины, которые умеют работать прибыльно без подобных строительных экспериментов: «поэтому задайте себе вопрос, почему у вас не идет бизнес и почему для того, чтобы его наладить, надо уродовать центр города?»
Главный архитектор города Сергей Чечельницкий считает, что у нас катастрофически не хватает интересных объектов. В то же время общество еще не готово к подобного рода объектам «здание-реклама». 

Когда же архитекторы все же убедили друг друга в необходимости одобрения проекта, свое веское слово сказал первый замгородского головы Александр Кривцов: «Мне бы не хотелось, чтобы мы после этого решения градостроительного совета получили в городе скандал, чтобы нам под воздействием общественности не пришлось бы менять это решение». Александр Станиславович предложил узнать отзывы людей.