В украинских школах хотят запретить мобильные телефоны и другие устройства с подключением к интернету, поскольку они мешают получать образование.

Что думают об этом родители харьковских школьников, выяснял «Вечерний Харьков».

В Верховную Раду поступил законопроект, которым предлагается запретить использование в школах мобильных телефонов и других гаджетов с подключением к интернету всеми участниками учебно-воспитательного процесса во время проведения учебных занятий. Исключение составляют случаи, когда такие устройства применяются в образовательных целях и детьми с особыми образовательными потребностями. Порядок пользования мобильной связью определяется руководителями учебных заведений с участием ученического, родительского комитетов и других органов самоуправления.

Мама восьмиклассника Ирина новацию поддерживает. Считает, что в школе у детей вообще не должно быть мобильных телефонов.

– В школах области учителя перед уроком собирают у детей мобильные телефоны. В селах никто не возмущается, урок проходит отлично. А вот в классе моего сына на уроке просто ужас что творится. Некоторые дети пытаются учиться – они сидят на первых партах. Те же, кто облюбовал последние ряды, обязательно играют в телефоне, не скрывая эмоций, с громкими криками. Парочка вот таких игроков в классе на 30 человек  – и считай, урок пропал. Так что я, конечно же, за то, чтобы телефонов в школе не было, – говорит Ирина. – Кстати, еще и потому, что при наличии гаджета невозможно проверить истинные знания ученика, дети постоянно ищут подсказки в смартфоне. Непонятно, что они будут делать без телефона во время прохождения внешнего независимого оценивания.

Пока сын находится в школе, Ирина за него спокойна, поэтому без телефона он вполне обойдется, считает она.

– Пока он в школе, с ним все нормально. По крайней мере, средство связи есть у учителей. Насчет того, что он может прогуливать уроки или с ним в это время что-то случится, я тоже не переживаю, потому что сейчас в школах ни детей просто так на улицу не выпускают, ни посторонних не пропускают, – говорит родительница. – Такой режим был введен в прошлом году после участившихся случаев, когда мошенницы обманным путем забирали у девочек золотые сережки.

Кнопочный телефон – альтернатива для школы?


Отец девятиклассника Сергей считает, что связь с ребенком должна быть круглосуточно – мало ли что может случиться.

– А чтобы гаджет в школе не мешал образовательному процессу и использовался только при необходимости, например для связи с родными, родителям необходимо провести с ребенком беседу, объяснять ему, что такое хорошо и что такое плохо, только на современный лад, – говорит Сергей. – Я своему ребенку рассказываю, что нужно иметь уважение к учителю. За те деньги, которые получают преподаватели в школе, я бы ни дня не смог там продержаться. Сейчас учителя работают в школе исключительно по призванию, и надо их труд уважать. Я ему сказал: будешь замечен в переписке или игре на уроках, куплю для школы кнопочный телефон. Не хочешь получать знания – сиди и не мешай остальным.

Запрет гаджетов – это шаг назад


А вот мама двух школьниц, член правления общественной организации «Родительское движение Харьковщины» Марина Хоша уверена, что гаджет на уроках – «это витамин роста и развития, а не отрава».

– Да, у современных детей есть зависимость от смартфонов. И виноваты в этом в первую очередь сами родители, которые с пеленок закрывают рот ребенку гаджетом, чтобы дал возможность дожарить блинчики, – говорит Марина. – В прошлом году наша общественная организация проводила исследование среди учеников начальной школы. Так вот, когда звенит звонок на урок и учительница предлагает убрать телефоны в какие-то там боксы, коробочки и так далее, чтобы они не мешали на уроке, дети начинают нервничать и психовать: «Та тю, та ля, щас я один уровень еще пройду, и все». Я сама не раз видела, как ребенок может в сердцах швырнуть телефон и на парту, и в учителя. Нельзя телефон просто забрать – нужно объяснять вред и пользу, которую несет гаджет.

И действовать необходимо через родителей, считает активистка.

– Родителям необходимо на собраниях объяснять, что телефон – вовсе не средство отвлечь ребенка, чтобы он не мешал заниматься какими-то своими делами. С папами и мамами нужно проводить просветительскую работу, растолковывая возможности смартфона или планшета для получения образования, – утверждает Марина Хоша.

По ее мнению, гаджеты в образовательном процессе просто незаменимы, поэтому запрещать их в школе, конечно же, неразумно.

– Современные дети могут воспринимать информацию одновременно из нескольких источников, они быстрее адаптируются и обучаются. И современные учителя должны соответствовать новому поколению детей (в теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува считается, что примерно каждые 20 лет появляется новое поколение со своими ценностями. – Прим. ред): получить дополнительное образование, освоить современные образовательные платформы, которые в 90% случаев требуют при обучении наличия гаджетов, – говорит Марина Хоша. – Смартфоны, планшеты – это дополнительный образовательный инструмент, и если просто запретить их в школе, это будет шаг назад.

Кроме того, отмечает она, запрет имеет смысл лишь в том случае, если четко определена ответственность за нарушение.

– Например, учитель видит, что ученик на уроке использует телефон отнюдь не для образовательного процесса. Что ему делать? Забрать? При этом нужно понимать, какая санкция будет применена за подобное нарушение и по отношению к кому? К ребенку, к родителям? Это будет штраф или еще что-нибудь? А может, выговор учителю за то, что он не контролирует выполнение этого запрета? Вопросов много, – считает общественница.

Равнение на Таджикистан


В качестве примера реализации запрета гаджетов в школе законодатели ссылаются на опыт Франции, Греции, Таджикистана и некоторых штатов США. В школах этих регионов дети могут приносить телефоны, но не используют их.

Так, в позапрошлом году французский парламент принял закон, который запрещает учащимся до 15 лет использовать мобильные телефоны и любые другие устройства с выходом в интернет в подготовительной, начальной и средней школах. Закон, запрещающий использование мобильных устройств во время уроков, действует во Франции с 2010 года, но по новому закону мобильные телефоны будут под запретом на территории школы вообще, а также во время занятий за ее пределами.

А вот правительство Таджикистана запретило приносить сотовые телефоны на занятия не только школьникам, но и студентам. Даже за выключенный мобильный телефон нарушителю грозит штраф.

Кстати, в 2007 году в Украине тоже существовал запрет на пользование мобильными телефонами в учебных заведениях. Министерство образования и науки отменило его в 2014 году, оставив решение за школами и учителями.