Менеджеры по персоналу стремятся расширить целевую аудиторию потенциальных сотрудников.

Компании работают над продвижением брендов конкретных работодателей и популяризацией специальностей среди разных групп ищущих работу. Ведь иногда целые профессиональные сферы выпадают из круга интересов тех или иных кандидатов. Что можно сказать об этих группах?

Эксперты hh.ua|grc исследовали, каким отраслям отдает преимущество молодежь, какими она пренебрегает и какими являются профессиональные интересы более старших претендентов.

Поколение Z: маркетологи


Согласно исследованию «Формула поколений: ценности и мотивы современных генераций», в качестве желаемой сферы занятости кандидаты, принадлежащие к поколению Z (т. е. родившиеся после 2000 года), чаще всего избирали маркетинг, рекламу и PR (14%), IT-отрасль (11%), искусство и культуру (8%). Конечно, такие предпочтения в известной мере обусловлены необходимостью совмещать работу и учебу – предложения о работе с гибким графиком превалируют именно в перечисленных профессиональных сферах. Однако это также доказывает тезис о том, что технологичность сферы и компаний является достаточно весомым критерием их выбора как места работы. К тому же, как показало исследование, удобный график и возможность самостоятельно избирать рабочие часы (что опять же присуще именно этим сферам деятельности) является одними из принципиально важных моментов для «зетов». Менее всего «зеты» желают связывать свое профессиональное будущее с государственными учреждениями и некоммерческими организациями – лишь 0,6% респондентов избрали эту сферу. Следовательно, вероятность привлечь в свои ряды таких кандидатов для госструктур крайне невелика.

Поколение Y: программисты


С достаточно весомым преимуществом среди соискателей в возрасте от 23 до 38 лет лидирует IT-отрасль (11%). Разработка и тестирование программного обеспечения, управление проектами и другие IT-специальности выглядят достаточно привлекательно в глазах миллениалов. Как и сфера продажи, которой отдали преимущество 7% опрошенных. Это говорит о том, что люди поколения Y достаточно серьезно и практически относятся к работе: два самых популярных направления, избранных ими, можно назвать наиболее востребованными работодателями – именно в этих сферах в течение нескольких последних лет размещалось наибольшее количество вакансий. А сфера IT к тому же регулярно входит в список самых прибыльных и наиболее динамично развивающихся.

Поколение X: производственники


Представители поколения X, которым сейчас от 39 до 53 лет, в отличие от более молодых претендентов, ценят безопасность и традиции. Среди важных моментов в работе для них оказалось официальное трудоустройство. Это, а также разносторонний профессиональный опыт «иксов» обусловили то, что в приоритетный перечень направлений, с которыми они связывают (или уже связали) свою профессиональную жизнь, вошли промышленность, розничная торговля, бухгалтерия, финансы, образование и наука, IT. Ведь часть этих сфер ассоциируется со стабильной и официальной занятостью, а, например, в науке и образовании достаточно часто встречаются семейные династии. К тому же «иксы» считаются цифровыми иммигрантами, которые хотя родились и выросли в мире без тотального засилья цифровых технологий, достаточно успешно ими овладели, понимая их важность в современных условиях.

Разносторонние беби-бумеры


Интересы самых опытных кандидатов, беби-бумеров, которым сейчас от 54 до 72 лет, равномерно распределились между сферами науки и образования, обслуживания, искусства, культуры и развлечений. Чаще представителей других поколений они отмечали в ходе опроса, что работают в качестве домашнего персонала (сиделками, персональными водителями, горничными, нянями и т. п.) или вообще колебались с выбором профессиональной сферы. Такой выбор может указывать на богатый и разнообразный опыт этой группы респондентов, которые уже не идентифицируют себя как представителей одного направления, а также на то, что беби-бумеры стремятся поделиться опытом. Кроме того, трудности с выбором иллюстрируют утверждение, что профессии постоянно эволюционируют, отмирают и заменяются новыми. Поэтому люди часто не знают, куда себя отнести.

Кто есть who


В теории поколений Уильяма Штрауса и Нила Хоува:
  • беби-бумеры – родившиеся в 1940–1959 годах во время демографического взрыва;
  • поколение X – родившиеся в 1960–1979 годах в период спада рождаемости;
  • миллениалы, или поколение Y – родившиеся в 1980–2000 годах и встретившие новое тысячелетие в юном возрасте; характеризуются глубокой вовлеченностью в цифровые технологии;
  • поколение Z – родившиеся в 2000–2019 годах; активно используют планшеты, VR- и 3D-реальность; синоним термина «цифровой человек»; интересуются наукой и технологиями.