Все пачки сигарет могут стать одинаковыми и непривлекательными — в Верховной Раде зарегистрирован очередной законопроект (№2813), нацеленный на борьбу с курением.

Благодаря комплексным мерам за последние десять лет в Украине почти вдвое сократилось число приверженцев этой вредной привычки, считают эксперты.

На сей раз новация, направленная на борьбу с курением, предлагает полностью убрать сигареты с витрин. Узнать о товаре можно будет, только спросив продавца, а купить смогут только те, кто достиг 21 года. Кроме того, предлагается изменить дизайн сигаретных пачек: никаких ярких цветов — коричнево-зеленая упаковка, большую часть которой (65%) занимает изображение пораженных из-за курения органов человека.

Также предлагается добавить в перечень мест, где запрещено курение, предприятия и учреждения всех форм собственности, гостиницы, общежития, такси, вокзалы. Предлагается ввести полный запрет любой рекламы табачных изделий и устройств для курения в интернете, а также применить запреты, которые уже действуют для курильщиков, к новым курительным изделиям – электронным сигаретам, айкосам, гло, вейпам и пр.

Курильщик – это больной человек


Общественная организация «Харьков без табачного дыма» предложенные изменения поддерживает.

— Полностью согласен. Сигаретная пачка – это своего рода реклама. Несмотря на предупреждающие надписи и нелицеприятные картинки, остальная ее часть все равно выглядит стильно и даже гламурно – например, розовые с цветочным дизайном пачки дамских сигарет. К тому же различные ароматы, подсветка витрин и многие другие приемы привлекают внимание, ускоряют сначала попытку закурить, а потом вызывают привычку. Особенно это работает в отношении молодежи, даже школьников, — говорит координатор ОО «Харьков без табачного дыма» Александр Калмыков. — Если же все пачки будут невзрачные и однотипные, да еще и спрятанные от всеобщего обозрения, это может помочь предотвратить начало курения, особенно среди детей и молодежи.

Александр Калмыков отмечает, что табачные изделия – средство получения никотина для табакозависимых людей, фактически наркотик в законе.

— Курильщик – больной человек. Согласно конвенции ООН, курение – это болезнь, которая характеризуется как потребление психоактивных веществ. То есть курильщик, как и наркоман, получает необходимую ему «дозу». Вот пусть и спрашивает у продавца, есть ли сигареты, а тот предоставит ему прейскурант и продаст пачку «из-под прилавка». При этом дети, молодежь не будут видеть этих пачек вообще, — считает Александр Калмыков. — Мы полностью поддерживаем законопроект № 2813 и уверены, что принятие и реализация этих норм спасут десятки тысяч жизней в Украине от преждевременной смерти, будут способствовать высокому качеству жизни.

Борьба с курением дает плоды


По словам Александра Калмыкова, за последние десять лет число курильщиков в Украине сократилось чуть ли не вдвое: с 42% в 2009 году до 26% на сегодняшний день. И это благодаря комплексным мерам по борьбе с курением, которые начали приниматься на законодательном уровне.

— Закон о запрете курения в общественных местах существует и сейчас, но он довольно мягкий. Со временем список мест, где запрещено курение, расширили. В кафе, барах, ресторанах уже нельзя было делать два зала – для курящих и некурящих, потому что это неэффективная мера, так как табачный дым все равно распространяется по всему помещению. Сейчас нельзя курить в лифтах и таксофонах, в учреждениях здравоохранения, учебных заведениях, на детских площадках, спортивных заведениях, подъездах жилых домов, в подземных переходах, общественном транспорте, ресторанах и культурных заведениях, на остановках общественного транспорта, а также в помещениях органов государственной власти и местного самоуправления. За курение в общественных местах предусмотрен штраф, — перечисляет Александр Калмыков. — На сигаретных пачках помимо предупреждающих надписей типа «Курение убивает», «Курильщики умирают рано» появились устрашающие картинки с изображением болезней. Например, демонстрирующие легкие курильщика.

Реклама табачных изделий запрещена


Координатор общественной организации также напомнил, что в стране запрещена любая реклама табачных изделий, в том числе в интернете, за исключением сайтов для совершеннолетних, обязательным условием доступа к которым является идентификация по возрасту. Параллельно поднимались акцизы на табачные изделия – соответственно, сигареты постоянно росли в цене. За шесть лет пачка сигарет в среднем подорожала с 11 до 40 гривен.

— Благодаря этим мерам часть людей бросила курить вообще, часть – стала курить меньше. Здесь, по моему мнению, сыграли большую роль финансовые рычаги, — говорит Александр Калмыков. — Кроме того, ряды курильщиков не пополняются новичками. Сигареты дорогие, в кафе и ресторанах не курят, рекламы нет, вместо заманчивых кадров пускающего сигаретный дым крутого супермена – ужасающие картинки на сигаретных пачках… Все это подталкивает молодое поколение к здоровому образу жизни. Как показывает международная практика,  эти меры работают только в комплексе.

Курильщику все равно, как выглядит пачка


Между тем многие пользователи соцсетей восприняли новацию скептически.

— Для начала попробуйте уговорить производителей поменять исторически сложившиеся логотипы известных производителей. Бред, — пишет один.

— То есть теперь и «Прима», и «Мальборо» будут выглядеть одинаково? «Молодцы»!!! Такая спекуляция начнется, — выражает опасение другой.

— Думаю, что это правильное решение – продавать из-под прилавка сигареты в одинаковых упаковках с надписью «Сигареты», но по разной цене. Еще водку надо продавать в одинаковых бутылках с надписью «Водка» – и все. Молодцы! – иронизирует третий.

Харьковчане считают, что предполагаемые меры могут помочь молодому поколению не пристраститься к вредной привычке, но вряд ли остановят заядлых курильщиков.

— Мне абсолютно все равно, что написано и нарисовано на той пачке, видно ее на витрине или нет. Единственное, что заставляет меня сократить количество сигарет в день – постоянно растущие цены, — говорит заядлый курильщик Владимир Викторович. – А вот для подрастающего поколения, я думаю, такие ухищрения свою роль сыграют.