В Змиеве, Коломаке, Кигичевке и других районах Харьковщины могут прекратить работу грузовые железнодорожные станции – они признаны малодеятельными.

Это негативно скажется на экономике Харьковской области, бьют тревогу товаропроизводители. Есть ли выход из ситуации?

Сейчас в перечень малодеятельных входят около 300 железнодорожных станций в Украине, сообщил директор Департамента коммерческой работы АО «Укрзалізниця» Андрей Мирошников.

— Согласно законодательству, региональные филиалы АО «Укрзалізниця» обращались в местные органы власти с предложением согласовать закрытие малодеятельных станций или решить вопрос возмещения потерь, связанных с обслуживанием малодеятельных объектов инфраструктуры. В целом получили девять согласований на закрытие. Некоторые органы местного самоуправления предоставили расчет затрат, но ни одного предложения о возможном возмещении или иного конструктивного решения проблемы не последовало. Расходы по этим станциям связаны в том числе с налогом на землю, уплачиваемым в местные бюджеты, — констатировал Андрей Мирошников.

В перечень малодеятельных в 2019 году вошли станции, объем погрузки и выгрузки которых не превысил порога в 2,34 вагона в сутки (по итогам второго полугодия 2018 года). По мнению «Укрзалізниці», если станция погружает или разгружает 854 вагона в год или меньше, она является малодеятельной.

На Харковщине в черный список попали станции Самойловка в Близнюковском районе, Водяная в Краснокутском районе, а также станции Змиев, Коломак, Кегичевка, Двуречная и некоторые другие. Руководители хлебоприемных и сельскохозяйственных предприятий, сахарных заводов области забили тревогу. Они просят не закрывать грузовые станции, поскольку это приведет к прекращению деятельности расположенных неподалеку предприятий, которые используют железнодорожные станции для перевозки своей продукции. А это, в свою очередь, чревато неуплатой налогов и сборов, дефицитом бюджета и ростом уровня безработицы.

Наиболее эффективным механизмом возврата малодеятельных станций к нормальной работе является увеличение объемов перевозок благодаря совместной работе местных органов власти, территориальных общин и бизнеса. Такая работа, по информации «Укрзалізниці», по итогам второго полугодия 2019 года уже привела к тому, что из перечня малодеятельных выйдут 53 станции — они вернутся к устойчивому функционированию.

Сейчас «Укрзалізниця» и товаропроизводители Харьковшины ищут решение проблемы, которое бы удовлетворило обе стороны.