Харьковская область станет пилотной площадкой для обучения особенных детей.

В эксперименте примут участие Лозовский и Балаклейский районы, где есть школы с инклюзивными классами и инклюзивно-ресурсные центры. В чем суть проекта?

Министерство социальной политики совместно с Министерством образования и науки проведет апробацию проекта государственного стандарта сопровождения во время инклюзивного обучения, который стартовал 17 февраля и продлится до 17 июня 2020 года.

В пилотном проекте будут участвовать 19 заведений, в том числе учреждения социальной защиты населения, образования, общественных организаций в трех областях — Харьковской, Винницкой и Днепропетровской.

— Приказом Минсоцполитики на Харьковщине выбраны два района, где будет проводиться апробация – в Балаклее и в Лозовой. Здесь есть и инклюзивные ресурсные центры, и школы с инклюзивными классами, — сообщила директор Харьковского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Елена Хватинец.

Суть проекта заключается в предоставлении ребенку с инвалидностью специального ассистента на период обучения. Он будет помогать ребенку в самообслуживании, поддерживать в общении и коммуникациях, в том числе с помощью языка жестов, а также организовывать его питание, передвижение. Помощник будет способствовать проведению досуга своего подопечного и организовывать его дневной отдых. А также обеспечивать безопасность и наблюдать за состоянием здоровья ребенка, в том числе за регулярностью приема лекарств.

Как пояснила Елена Хватинец, процедура получения услуги достаточно проста.

 — Родителям или законным представителям ребенка надо получить заключение медико-педагогической комиссии инклюзивного ресурсного центра о том, что ему нужен помощник. Получив такое заключение, родителям необходимо обратиться в управление соцзащиты, и ребенку должны найти учебное учреждение, где такая социальная услуга оказывается, — рассказала она. — Сопровождение во время инклюзивного обучения предоставляется ассистентом ребенка после оценки его индивидуальных потребностей, составления индивидуального плана и заключения договора между руководителем поставщика услуг и одним из родителей ребенка.

Оказывать такую услугу, по словам Елены Хватинец, может не только социальный работник, но и родители ребенка или кто-то из его законных представителей. Однако для этого им необходимо пройти соответствующее обучение.

 — На местах должны определиться, кто эти люди, чтобы они прошли обучение в Харьковском областном центре социальных служб для семьи, детей и молодежи по программе, утвержденной Минсоцполитики, — говорит Елена Хватинец. — Мы составляем учебный план и ищем партнеров, которые будут помогать нам проводить практические занятия. После того как ассистенты пройдут обучение, мы совместно с центрами социальных служб будем помогать в апробации стандартов данной услуги.

После апробации проект государственного стандарта сопровождения во время инклюзивного обучения будет доработан с учетом практики для внедрения его на всей территории Украины.