Правозащитники через суд добиваются отмены тарифа на транспортировку газа, поскольку принят он был без конкретизации соответствующих норм. Какие несоответствия усмотрели юристы?

Напомним, с февраля бытовые потребители оплачивают газ по двум квитанциям – непосредственно за объем потребленного голубого топлива и за его доставку.

Между тем юристы общественной организации «Чугуевская правозащитная группа» подали в Харьковский окружной административный суд иск против Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, с требованием признать незаконным постановление, которое устанавливает тариф на транспортировку газа. Правозащитники считают, что постановление принято необоснованно, тариф включает непонятные и непрозрачные расходы, нарушает законодательные акты. Третьими лицами в процессе выступают Антимонопольный комитет Украины и Государственная регуляторная служба Украины.

Сам провел газ – все равно плати


Прежде всего, говорит юрист ОО «Чугуевская правозащитная группа» Роман Лихачев, необходимо выяснить статус газотранспортной системы. Еще с советских времен люди всем селом сбрасывались, чтобы провести в населенный пункт газопровод, а теперь им предлагают: мы по вашим трубам будем гнать свой газ, а вы нам за это платите.

– Получается, люди построили газопровод в селе за свой счет – кстати, у них даже чеки сохранились, по которым они что-то закупали, – а теперь за обслуживание и транспортировку должен получать поставщик газа. Это интересный факт, который нужно исследовать в рамках судебного разбирательства. Кому принадлежит газотранспортная система, на каком основании, кто передавал эту систему? Если ее сдавали в аренду, то кто и на каком основании? – перечисляет Роман Лихачев. – Есть пример городов в Украине, которые взяли на баланс городского совета газотранспортную систему и теперь ставят вопрос: почему поставщики услуг по транспортировке газа не должны платить органам местного самоуправления за движение топлива по трубам, которые теперь принадлежат городу?

Тариф должен быть прозрачным


Роман Лихачев отмечает, что, согласно Закону «О жилищно-коммунальных услугах», потребитель имеет право знать структуру тарифа.

– И не просто знать – он должен понимать, откуда взялись эти цифры, – уточняет он.

Что же касается тарифа на транспортировку газа, то там сплошные вопросы, отмечает правозащитник.

– Я остановлюсь на некоторых цифрах. На период с 1 января по 30 июня 2020 года Нацкомиссией был установлен тариф в размере 1,03 грн за кубометр в месяц. Структура тарифа на услугу устанавливалась по определенному дополнению. А с 1 июля тариф составит 1,27 грн за кубометр в месяц, его структура устанавливалась по еще одному дополнению, – говорит Роман Лихачев. – Получается очень интересный расчет структуры: плата должна быть рассчитана таким образом, чтобы полная плановая себестоимость для газотранспортного предприятия составляла определенную указанную сумму. Почти половина себестоимости – материальные затраты предприятия, в которые входит стоимость газа для его собственных нужд. То есть газ для потребления предприятием входит в структуру тарифа на транспортировку. Почему фактически половину стоимости транспортировки составляет стоимость газа, который использует предприятие? Цифра абсолютно непонятна. В дополнении НКРЭКУ нет никакого пояснения, которое бы детально рассказывало потребителю, откуда берется такая сумма.

Что такое другие затраты


Далее -- в структуру тарифа на транспортировку газа входит стоимость материалов, топлива, электроэнергии, затраты на ремонт и другие затраты.

– Тариф всегда должен быть конкретизирован. В нем не может быть понятия «другие затраты». Кроме того, кто рассчитывал количество топлива, на какое количество подъездов, откуда взялась такая цифра? – недоумевает Роман Лихачев.

Включены сюда и затраты на оплату труда. Указан лишь их размер, но опять-таки нет конкретики.

– У нас нет данных, кто будет обслуживать сети, сколько бригад, каков списочный состав, с какой зарплатой? Это зарплата пяти человек, десяти, ста? Сколько километров газотранспортной системы они обслуживают? На каком основании предприятию принадлежит обслуживаемая им система? – продолжает озвучивать вопросы Роман Лихачев.

Заплати за себя и за соседа


Также в тариф на транспортировку газа входят затраты на ремонт, замену, установку счетчиков в размере 1,76 млн грн.

– Возникает резонный вопрос: а во всех ли квартирах стоят счетчики? У большинства потребителей индивидуальных приборов учета нет, в лучшем случае домовые. А затраты на установку, ремонт и т. д. заложены в тариф на транспортировку газа. Если ставить вопрос о правильности тарифов, нужно начинать с установки счетчиков, – говорит Роман Лихачев. – Согласно законодательству Украины, граждане имеют право четко рассчитывать стоимость получаемой услуги. Если установлен домовой счетчик, оплата делится поровну на всех зарегистрированных жильцов. И одинокая пенсионерка зачастую платит точно так же, как жилец соседней квартиры, в которой 12 квартирантов, хотя прописан один человек.

Тариф рассчитывается очень странно


Кроме того, Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает возможность не оплачивать непредоставленную услугу.

– Если потребитель не пользуется какой-то услугой или пользуется в ограниченном объеме, или она ему не была оказана, то он имеет право на перерасчет ее стоимости, – поясняет Роман Лихачев.

В связи с этим возникает вопрос: почему люди должны оплачивать транспортировку газа, если они им не пользовались?

– Тариф на транспортировку газа рассчитывается очень странно: берется прошлогоднее количество газа, которое использовал человек. Получается, что если в этом году человек газом не пользуется, за транспортировку он все равно должен заплатить. Если в прошлом году не пользовался, а в этом пользуешься – тоже за транспортировку должен заплатить. Это абсурд, -- считает правозащитник. -- И простая сельская бабушка, получив квитанцию, оплатит ее. Отдаст последнюю пенсию, потому что боится, что завтра ей газ отключат.

Почему потребители должны нести такие расходы


Правозащитники поставили себе цель – добиться отмены тарифа на транспортировку газа как принятого без конкретизации соответствующих норм.

– Мы хотим увидеть четкие расчеты, почему такие расходы должны нести жители, – говорит Роман Лихачев. – Обратились в Харьковский окружной административный суд, но тот перенаправил дело в Киев. Боюсь, что на быстрый результат рассчитывать не придется. Думаю, оно будет рассмотрено еще очень нескоро. Пока ждем повестки, чтобы назначили заседание суда. Надеемся, что рассмотрение дела будет не слишком затянуто. Если встанет вопрос, будем даже просить назначить экономическую экспертизу. К иску о неправомерности тарифа, который мы подали в суд, мы привлекли АМКУ, чтобы он дал четкое определение, насколько оправданны тарифы монополиста.