Это событие обязательно упоминается в учебниках истории на тех страницах, где идет речь о приходе к власти немецких фашистов. Но на самом деле его содержание гораздо шире. Сегодня это уже не просто событие, это исторический стереотип. Это даже, можно сказать, политтехнология.

Экскурс в историю 

Новый 1933 год Германия встретила в той своей политической форме, которая известна как Веймарская республика, сформировавшаяся в результате Ноябрьской революции 1918 года… Юридическим оформлением Веймарской республики была конституция, разработанная заседавшим в Веймаре Германским учредительным национальным собранием и вступившая в силу 11 августа 1919 года. В создании ее текста принял активное участие великий Макс Вебер. Это был прекрасный текст. Но не прекрасной была жизнь. 

С первых дней своего существования Веймарская республика столкнулась с огромными экономическими трудностями, связанными с поражением Германии в 1-й мировой войне, блокадой союзников и колоссальными репарациями (132 млрд. марок). Огромная безработица, чудовищная инфляция и тотальная нищета изнуряли население. Часто меняющиеся политические декорации, популистские лозунги правых и левых лишали его четких ориентиров. 

В 1925 году президентом стал фельдмаршал Пауль фон Гинденбург — старый, больной и безвольный человек. Неудивительно, что в этих условиях набирали очки крайние политические полюса: справа — фашисты, слева — коммунисты. На президентских выборах в марте-апреле 1932-го нацисты собрали уже свыше 13 млн. голосов, однако президенту Гинденбургу удалось сохранить свой пост. От имени промышленников и финансистов ему был направлен меморандум, в котором говорилось: «Считаем долгом нашей совести просить Ваше превосходительство... сформировать такой кабинет, который будет пользоваться поддержкой самой мощной национальной силы». 

30 января 1933 года Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. В стране установился режим диктатуры, и с этого момента Веймарская республика фактически прекратила свое существование. Но этот факт предстояло закрепить юридически и легитимизировать. Сделать это могли бы итоги парламентских выборов, назначенных на 5 марта 1933 года.
А поздним вечером 27 февраля запылал зал заседаний Рейхстага. 

Безумный поджигатель — как символ безумия 

Поджигатель был арестован тут же, на месте, можно сказать, с поличным. Им оказался некий голландец Ван дер Люббе. Нашелся даже свидетель, видевший, как он проникал в здание через разбитое стекло балкона. 

«Зачем ты это сделал?» — спросил полицейский. — «В знак протеста…» — невнятно пробормотал тот. Однако министр внутренних дел Герман Геринг заявил репортерам, что поджигателей было много и все они были коммунистами, что это был сигнал к коммунистическому восстанию против нового правительства. Куда же они делись с места преступления? По словам Геринга, они сбежали через подземный ход, ведущий из Рейхстага в здание МВД, то есть геринговского ведомства. 

На следующий день Геринг потребовал от престарелого Пауля фон Гинденбурга подписать всеобъемлющий декрет «против коммунистических актов насилия». Декрет Геринга ограничивал свободу личности, свободу слова, включая свободу прессы, а также право на собрания и объединения. Правительство же декрет наделяло полномочиями контролировать все почтовые отправления и телефонные разговоры, проводить обыски в домах без предупреждения и конфисковывать частную собственность в интересах государственной безопасности. 

Антикоммунистическая истерия позволила нацистам 5 марта выиграть выборы. Коммунисты тоже попытались использовать поджог Рейхстага для предвыборной пропаганды, обвиняя в поджоге НСДАП, но успеха не имели. 

Потом был суд, на котором Ван дер Люббе сумел убедительно показать, как один человек, используя горючее и старую фуфайку, может быстро создать десятки центров возгорания. Суд приговорил физически и умственно не вполне полноценного Ван дер Люббе, когда-то (в 16 лет) состоявшего в какой-то голландской коммунистической ячейке, к смерти и оправдал четверых, арестованных по тому же обвинению, коммунистов. Но дело уже было сделано — нацисты сидели в Рейхстаге. На Германию опустился коричневый мрак. 

Версии о провокациях на все времена 

Подробности поджога остались тайной. Возможно, Люббе действительно совершил его в одиночку, а нацисты ловко воспользовались. Возможно, они ловко использовали его, чтобы потом подставить, а параллельно действовала группа штурмовиков Геринга, проникшая в Рейхстаг по подземному ходу… Кто знает? Но технология пошла в ход: надо либо самому уничтожить что-то святое, либо воспользоваться чужим актом дикости и вандализма — это не имеет значения, а ответственность возложить на того, кто тебе сильно мешает.
В 1999 году в Москве прогремели взрывы жилых домов, ответственность за которые ФСБ возложила на чеченских боевиков. Кто знает, кто на самом деле ответственен за это преступление? На этот вопрос нет однозначно доказанного ответа. Но свою политическую роль эти взрывы сыграли. 

Давайте посмотрим на теракты 11 сентября 2001 года, когда самолеты разрушили башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Тогда виновные — Бен Ладен, Аль-Каида, арабы и вообще мусульмане — появились практически немедленно. Фактически в одно мгновение была сформирована ситуация цивилизационного противостояния между христианским и мусульманским миром, ситуация мировой войны, идущей в каждый день и час в каждой точке планеты Земля. 

На данное время государственные символы и памятный знак Конституции Украины на Говерле находятся в первозданном виде 

А ведь доказательств нет! Есть разумные люди — и таких немало, видящие много нестыковок в предложенной американским правительством общеизвестной версии. Их никто не устранил. И потому, в соответствии с общими принципами права, даже исполнителей пока что надлежит считать неизвестными. Не говоря уже о руководителях и заказчиках. Но… дело сделано! 

И вот — ограничиваются права человека, появляются специальные ускоренные методы следствия и судебные процедуры. Антиарабская истерия покричала и захлебнулась, но она оставила свои глубокие разрушительные следы как в человеческих душах, так и в государственных институтах. 

Исторические параллели 
Уже не раз было замечено, что Украина по своему экономическому и морально-политическому состоянию поразительно напоминает Веймарскую республику. Обычно об этом говорят в плане ее экономической ситуации и готовности к эксцессам национализма. Но не мешало бы вспомнить и о сценариях «поджога Рейхстага». Ведь украинский народ живет с расколом в душе, и любой «поджог» забивает клин в эту трещину. 

Потому-то такую тревогу вызвало известие об уничтожении государственных символов Украины на вершине Говерлы, совершенном группой вандалов: организация Евразийский союз молодежи заявила об уничтожении ее активистами Государственного Герба Украины, установленного на Говерле. Согласно тому же источнику, это было сделано в знак протеста против присвоения Виктором Ющенко звания Героя Украины посмертно Роману Шухевичу — бывшему командующему УПА. Но даже не разделяя позицию президента по отношению к УПА, нужно все же задать вопрос: неужели нельзя было выбрать более цивилизованную форму протеста? Это же и есть самый настоящий «поджог Рейхстага», стравливающий между собой большие группы людей! 

И дальше все идет «по сценарию»: одна из лидеров ПР Анна Герман заявила о местном заказном характере акции. Параллельно пресс-служба секретариата президента распространила слова своего шефа: «Весть об оскверненных Флаге и Гербе на наивысшей вершине нашей Родины больно поразила сердце. Акт вандализма на Говерле — это циничное покушение на украинство, это дерзкий вызов власти и обществу». В том же плане «отметилась» в своем заявлении и НСНУ: «Преступники, которые уничтожали украинские символы и достопримечательности, бросили вызов всему украинскому народу и всей государственной власти. Обязанность украинского государства — дать адекватный ответ экстремистам, раз и навсегда прекратить подобные действия на территории Украины».
Что произошло на самом деле? 

А что же произошло на самом деле? 20 октября на брифинге в Киеве и. о. председателя СБУ Валентин Наливайченко рассказал журналистам об итогах следствия. По его словам, злоумышленники с помощью принесенных с собой на вершину инструментов имитировали спиливание деталей конструкции в виде малого герба Украины. То есть совершали какие-то магические ритуальные действия? В ХХI веке?! Невероятно! Но, надо думать, что так и было. На то и следствие. А дальше — еще невероятнее: «Службой безопасности Украины установлено, что фотографии, на которых изображено спиливание трезуба, разбивание плиты и повреждение другой атрибутики, являются сфабрикованными, о чем свидетельствуют выводы оперативно-следственной группы». 

Как подчеркнул Наливайченко, на данное время государственные символы и памятный знак Конституции Украины, расположенные на горе Говерла, находятся в первозданном виде.
И из-за этой ерунды могла начаться гражданская война?! А ведь могла бы.