В ночь с субботы на воскресенье мы зачем-то обманем и себя, и время. А зачем?

В зависимости от темперамента или просто настроения — внутренне возропщем или хотя бы задумаемся: а как это делается и, собственно, с какой стати? Даже специалисты, говоря о целесообразности перевода стрелок часов, далеко не единодушны. Например, один из них мне сказал так: «Но все же страны переводят — наверное, кто-то анализировал?»

Дело-то житейское 

Ведущий научный сотрудник Института метрологии, ученый хранитель государственного первичного эталона единиц времени и частоты Александр Ткачук рассказывает, что основу эталона времени составляет достаточно стабильный стандарт. В Украине водородные стандарты частоты и времени или, другими словами, генераторы электрических колебаний — самые стабильные из существующих в мире. Погрешность наших часов — сложного комплекса радиоэлектронной аппаратуры — составляет одну секунду за миллион лет. 
Эталон производит так называемое атомное время. Для сверки измерений используется время Гринвичского нулевого меридиана, которое называется всемирным временем. Оно постоянное: на атомное время, к счастью, никто не покушается, чтобы укоротить или увеличить его на час. 

Меняют только так называе­мое гражданское время, которое используется в быту. В Харькове это делается довольно просто — примерно так же, как каждый из нас переводит стрелки домашних часов. В метрополитене, например, говорит Александр Ткачук, есть своя автономная электронная система: там достаточно только нажать кнопку — и изменяются все показания часов. 

С переводом электронных часов проблем нет, зато куда сложнее переводить механические часы: на них нет заветной кнопочки. На вокзале ЮЖД процедура перевода стрелок на часах с механической системой занимает минут 15: этим ночью занимается целая группа механиков, рассказывает Александр Александрович. 

Централизованно за переводом времени в городе никто не следит: этим процессом ведает руководитель каждого предприятия. Иногда часы переводят не ночью, а утром. Но, в общем, особых хлопот перевод стрелок не доставляет. Ученый хранитель эталона единиц времени и частоты предположил, что на вокзале и в аэропорту в ночь перехода времени организационные проблемы с расписанием и движением поездов все-таки возникают.
Звоню на вокзал с вопросом, сложно ли утрясти движение поездов в ночь временных метаморфоз. Начальник станции «Харьков-пассажирский» Сергей Ткаченко ограничивается вначале скупым: «Это секрет фирмы». Потом чуть развеивает флер таинственности: 

— Обыкновенно работаем. 

— А вы как догоняете время? 

— Это все технически предусмотрено. Ездим в период перевода часов — и весной, и осенью. Это абсолютно несложно, работаем спокойно, в нормальном режиме. Расписание поездов не меняется. Пассажиры довольны: приезжают на конечный пункт вовремя, как и указано в билете. Человек спокойно спит ночью в поезде и перевода времени не замечает. 

А внутренние часики все-таки сопротивляются 

Впервые в Советском Союзе так называемое «декретное» время было введено в 1930 году Советом Народных Комиссаров. Чехарда с переводом стрелок тянется до сих пор. Теперь, нарезая круги вокруг Европы, где «все так делают», мы не можем взять да и отказаться от соблазна тоже «соответствовать». Хотя, утверждают специалисты, сколь-нибудь внятных аргументов в пользу перевода часов пока никто еще не предоставил. Возможно, Украина попадает пальцем в небо, переводя часы «как все». 

— А кто-нибудь просчитывал для Украины или даже для Харькова экономическую целесообразность перевода времени? — интересуюсь у ученого хранителя государственного первичного эталона единиц времени и частоты Александра Ткачука. 

— Это очень спорный вопрос. Дискуссии на эту тему идут и в Украине, и в России. В России даже создан специальный общественный комитет, который подвергает сомнению любую целесообразность перевода стрелок часов на летнее и зимнее время. Этот комитет создан на достаточно высоком уровне: там два академика, пять докторов наук. Чтобы пересмотреть этот вопрос — они приготовили предложение в Государственную думу. 
Предложение обсуждается, но окончательное решение не принято. Единственный аргумент в пользу перехода на зимнее время — особенно с учетом того, что Украина стремится в Европу — то, что вся Европа так поступает (за исключением Исландии: она находится далеко на севере и для нее этот вопрос вообще неактуален). Лично я очень сомневаюсь в экономической целесообразности этого мероприятия. Экономический эффект от перевода времени, может быть, и был когда-то — когда вся экономика работала как часы, на пределах возможностей энергетических систем. Тогда были два аргумента в пользу — как можно больше совместить рабочий день со светлым временем суток и снять пиковые нагрузки на энергетические системы утром и вечером. Сейчас электроэнергии в Украине производится вдвое больше, чем нужно, поэтому о пиковых нагрузках вообще нечего говорить. До сих пор ни в одной стране нет опубликованных точных статистических данных, что эта мера дает экономию электроэнергии. 

Но нередко звучат мнения специалистов и о том, что перевод стрелок часов все же негативно влияет на здоровье человека, давит, так сказать, на психику. 

— Давит, конечно, — однозначно заявляет главный психотерапевт Министерства здравоохранения Украины, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии Харьковской медицинской академии последипломного образования Борис Михайлов. — Дважды в год у людей возникает состояние десинхроноза: требуется перестройка внутренних часов. Одни люди к новой временной шкале адаптируются быстрее, а другим для этого требуется несколько месяцев. А тут снова очередной перевод времени. Хронологический стресс испытывают все без исключения. Это проявляется в нарушении засыпания или сонливости в утренние часы, повышенной раздражительности, утомляемости, снижении работоспособности и внимания, вторичной реакции сердечно-сосудистой системы. Сейчас экономического обоснования этому нет никакого, экономического эффекта — ноль. В то же время экономическая химера существует. 
Помните, Коровьев из «Мастера и Маргариты» объяснял преимущества хорового пения: пользы — вагон, а вреда — никакого. Тут с точностью наоборот: вагон вреда — временного стресса для населения два раза в году, а реальной пользы — ноль.

Об официальных причинах переход на "зимнее" время можно узнать здесь.