Уникальный случай: за несколько месяцев стремительно вырос интерес к фильму, снятому в 2011 году.

«Заражение» оказалось в списке самых скачиваемых фильмов в iTunes Store в США, число поисковых запросов с названием фильма в Google побило все рекорды.

В декабре 2019 года, когда впервые появилась информация о появлении нового коронавирсуа в Китае, фильм занимал лишь 270-ю строчку в каталоге популярности Warner Bros, а уже через три месяца «Заражение» заняло второе место и отстает лишь от саги о Гарри Поттере.

Не сразу все устроилось


В год выхода (премьера состоялась 3 сентября 2011 года) фильм не сумел стать блокбастером, несмотря на звездный актерско-режиссерский состав. Снял его лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, премии «Оскар» и двух статуэток «Эмми» Стивен Содерберг. Сыграли Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Кейт Уинслет, Майкл Дуглас. Но «Заражение» по кассовым сборам заняло в 2011 году лишь 61-е место в мире.

Фабула такова. Бизнес-леди, которую сыграла Гвинет Пэлтроу, заражается в Гонконге вирусом через рукопожатие с шеф-поваром ресторана, который приготовил ей прекрасную свинину. Но оказывается, что свинью ранее укусила летучая мышь и, естественно, заразила. Леди летит домой в США, заболевает и умирает. Умирает и ее сын, а вот у мужа (Мэтт Дэймон) оказывается иммунитет к инфекции.

В фильме вирус за месяц убивает 26 миллионов людей во всем мире. Что касается нынешних реалий, то, по данным гендиректор ВОЗ Тедроса Адхана Гебрейесуса, число жертв коронавируса Сovid-19 с начала вспышки в Китае в декабре составляет чуть более 8 тысяч человек, а число зараженных перевалило за 200 тысяч. Сопоставимой по масштабу с событиями фильма является эпидемия испанки, которая в 1918--1920 годах унесла, по разным оценкам, от 50 до 100 миллионов жизней.

Когда вирус охватывает мир, сотрудники Службы санитарно-эпидемиологической разведки США (она реально существует) получают задание выявить и изолировать всех зараженных. Затем в карантине оказался весь Чикаго, что очень напоминает развитие событий в Китае и Европе.

Не для любителей попкорна


Отзывы зрителей противоречивые. Многие посчитали фильм неинтересным, скучным, затянутым и нудным. И музыка напрягающая, и не триллер вовсе. Мол, можно сходить и посмотреть один раз. Никакой динамики, переживаний, которые ожидались. А у Гвинет Пэлтроу вообще почти эпизодическая роль. У Кейт Уинслет роль чуть побольше, но складывается впечатление, что, убери половину актеров или замени звезд обычными, никому не известными людьми, эффект от просмотра не изменился бы.

Многим не пришлось по вкусу и развитие сюжета. Они возмущены тем, что весь «ужас» фильма вертится вокруг того, что менее 8% населения земного шара могут заболеть какой-то непонятной инфлюэнцей, привезенной (внимание!) из Китая. Реально заболевает 1%. И на фоне этого «ужаса» начинает рушиться все мироустройство: горят дома, бегают люди, кончаются продукты и вообще творится полный бардак.

Кое-кто иронизирует над тем, что в сценарии летучие мыши (а это ведь один из вероятных вариантов появления нынешнего коронавируса) вместе со свиньями и неряшливым поваром могут наслать на человечество страшнейшую болезнь, на борьбу с которой готово храбро и беззаветно выйти правительство и ВОЗ. Положительные персонажи готовы класть свои жизни на алтарь победы над страшным вирусом, в то время как несознательные граждане из интернета только мешают им в этой бескомпромиссной борьбе и хотят заработать деньги на человеческом горе.

Апофеозом неудовлетворенности фильмом смотрится один из отзывов, в котором говорится, что подобные фильмы специально сняты, чтобы оправдать сверхприбыли фармацевтических компаний, полученных на афере с птичьим и свиным гриппом.

Фильм о хрупкости мира


Но вдумчивые зрители отмечают, что фильм хорош уже хотя бы тем, что без изнурительного экшен и изысканной психологической канвы заставляет простого зрителя задуматься над хрупкостью его повседневного образа жизни, а также над лживостью окружающих обывателя устоявшихся констант в виде соцсетей, заявлений правительства и умильных улыбок соседей по кварталу. Они чувствуют, что фильм про войну не между человеком и вирусом, а между человеком и неизвестностью. Режиссер заставляет поверить в то, что все в жизни неслучайно. И если случится эпидемия, то все будет проходить именно так, как показано в «Заражении».

Не прошла незамеченной и прохладная режиссерская манера: мы наблюдаем самый, наверное, правдоподобный и точный на бытовом уровне апокалипсис, будто из окошка с видом на знакомую улицу. Вот из соседского дома, не таясь, выскакивают мародеры с дробовиками. Вот первый камень летит в витрину ближайшей аптеки в ответ на объявление, что запасы вакцины на сегодня закончились. Нам показывают даже хронику из жизни одного скромного свиного окорока, оказавшегося для человечества фатальным. После этого впечатлительный зритель может завязать с походами в ресторан. Но просмотр «Заражения» точно располагает к соблюдению правил гигиены лучше, чем сколь угодно броская социальная реклама.

Содербергу удалось рассказать о вирусе так, как не умеет никто другой. Он смоги в буквальном, и в метафорическом смысле показать, насколько люди в мире далеки друг от друга и одновременно связаны между собой, а также поставить вопрос о том, что важнее: победить болезнь или справиться с потоком противоречивой и порой ложной информации, которая распространяется быстрее самой инфекции.