В этом году Харьковскому театру для детей и юношества исполняется сто лет со дня основания.

В театре планировали масштабное празднование юбилейной даты и надеются, что праздник не придется отменять. О том, как и чем живет сегодня театр юных зрителей, рассказала его директор Татьяна Цвилая.

— Татьяна Владимировна, вы совсем недавно в должности директора театра для детей и юношества, хотя служите там не первый год. Какие планы и задачи ставите для себя как руководитель?

— Принимая во внимание сегодняшние условия, а именно карантин, сложно начинать с чего-то конкретного, но на самом деле планов очень много. Скажу о главных задачах на сегодня – это актуализация в условиях современной жизни. Мы понимаем важность онлайн-существования, маркетинга в социальных сетях, обновления сайта. Однако я не хочу забывать и о «живых» проектах, которые мы уже начали – например, о беби-театре, театре для самых маленьких, от рождения и старше. Также есть проекты для молодежи, для подростков, с которыми мы будем говорить на понятные им темы. Хочется упомянуть и инклюзивное пространство в театре – мы сейчас готовимся к премьере, невзирая на карантин. Идея заключается в том, чтобы показать спектакль языком жестов.

— О каждом проекте поговорим детальнее, но сначала хотелось бы узнать, как театр живет в период карантина, как работают сотрудники. Так случилось, что ваше назначение на должность директора театра и подписание контракта совпало день день с объявлением карантина в стране и, соответственно, с закрытием ряда учреждений, в том числе и театров.

— Сейчас театр закрыт на карантин, работают только сотрудники тех служб, которые обеспечивают безопасность помещений - охрана, пожарное отделение, уборщица. Все остальные – актеры, режиссеры и другие члены коллектива – на карантине. Мы пытаемся найти, определить условия своей работы в нынешних сложных условиях. Для начала мы хотим создать свой YouTube канал, где будем публиковать видеозаписи спектаклей, в том числе и архивные. Сейчас отрабатываем схему, размышляем над тем, чтобы продавать билеты на онлайн-спектакли, то есть монетизировать свою онлайн страницу. Появилось время на те важные проекты, на которые раньше не хватало трудовых ресурсов.

— Как вы подбадриваете коллектив, который вынужден сидеть дома из-за карантина? Ведь людям творческим, каковыми являются, в частности, актеры, постоянно необходим контакт со зрителем, чтобы чувствовать нужность, значимость своей работы.

— Это дается мне непросто как руководителю. Я же не могу сказать: «Ребята, ну-ка давайте поднажмем». Никто не знает, когда закончится эта ситуация. Однако весь коллектив с пониманием относится к необходимости карантинных мер в стране.

— Давайте поговорим о репертуаре театра для детей и юношества. Современные дети и подростки избалованы интернетом и доступностью любого контента. Как удается концентрировать внимание детей разного возраста в ходе спектакля?

— Мы постоянно изучаем этот вопрос. Я уверена, что театр на сегодняшний день играет очень важную роль в социуме. Сейчас проводится множество исследований, и их результаты говорят о том, что у людей, которые получает большую часть информации из социальных сетей, где много картинок и мало текста, определенная часть мозга отдыхает. Если провести аналогию с физическими упражнениями, то можно сказать: когда не тренируешься, твой организм становится слабым. Так и мозг. Если его не тренировать, он атрофируется. Сегодня театр – это форма тренировки мозга.

Не буду углубляться в детали физиологического и психологического развития, но я уверена, что театр помогает ребенку выстраивать модель отношений с миром во всех направлениях. Мы должны понимать, что театр для детей – место, где формируется личность. Именно в театре мы можем говорить на интересующие детей темы понятным языком, а не так, как в школе: встань-сядь, говори-молчи. Театр не дает конкретных рецептов, театр помогает сформулировать вопрос и найти варианты ответов для ребенка. Если зрителя тронул какой-то момент в спектакле – взаимоотношения с друзьями или в семье – он начинает задумываться, интересоваться этим.

Театр имеет большое влияние на общество, и особенно это важно сейчас – в период самоидентификации украинцев. Почему и как любить украинский язык, почему и как любить людей, как презентовать себя через творчество - театр дает ответы на эти вопросы. Мы хотим создать в нашем театре формат open space. Это когда на одной площадке, в одном театре будут работать выставочные залы, театральные студии. Я имею в виду не дом творчества, как многие подумают. Наш проект будет рассчитан на то, что зритель сможет не только посмотреть, но и «потрогать» театр. У нас уже был похожий опыт работы.

У нас должен был пройти финал конкурса Smart-2020, но карантин отодвинул на время данное мероприятие. Тем не менее я расскажу. С января ,учащиеся шести школ города были допущены за кулисы ТЮЗа. Они могли пройти по всем театральными цехам, посмотреть, как актеры готовятся к спектаклям, поучаствовать в мастер-классах. Школьники увидели семь спектаклей. Но главное – у нас был клуб обсуждений, где дети вместе с нами могли поговорить на важные темы театральной жизни. И скажу вам, что вопросы иногда ставили нас, взрослых, в тупик. Например, после спектакля дети спрашивали, почему герой спектакля использует полиэтиленовый пакет, мол, почему мы не думаем о пропаганде экологичных материалов. Понимаете, слышать это от ребенка как-то непривычно, но нас такие разговоры подталкивают меняться к лучшему.

Или вот еще случай – на сцене театра для детей и юношества уже более 30 лет идет спектакль «День рождения кота Леопольда», там кот принимает «озверин» и побеждает нарушителей порядка. А дети нам сказали, что мы пропагандируем таблетки – мол, так нельзя. Мы раньше никогда не задумывались об этом, а дети подсказали. Так что сегодня мы переосмысливаем то, что имеем. На базе данного проекта хотим создать детский опекунский совет, устраивать дискуссионные круглые столы, чтобы прежде всего мы, взрослые, понимали, каким должен быть театр для детей.

— Ваш проект, связанный с беби-театром, будет интересен скорее молодым родителям, нежели их малолетним чадам, не так ли?

— Под беби-театром мы подразумеваем интерактивный драматический театр, то есть представления, в которых есть сюжет, есть артисты, которые создают образы, но прежде всего это возможность для детей пообщаться с героями. Для примера хочу рассказать об украинском драматурге Юлии Таран, которая специализируется на спектаклях для самых маленьких зрителей. Она имеет большой опыт. Мы планируем поставить спектакль по ее сценарию «Солнышко-ветерок», режиссером в котором выступит наша Юлия Зеленская. Это история, в которой посредственное участие принимают зрители. Там не будет сцены – это интерактивное пространство. Тут необходима особая работа художников, актеров и других специалистов. Хочу отметить, что это хоть и интерактивный, но, тем не менее, драматический спектакль. Между аниматорами и профессиональным театром все-таки есть разница. Поэтому за 45 минут маленькие зрители должны прочувствовать историю. Даже очень маленький ребенок понимает, что солнце должно светить, ветерок - дуть. И даже в этом случае у малышни проявляется собственное мнение, своя позиция.

— Как сейчас проходит онлайн-робота, каким архивным фондом вы обладаете?

— В этом году нашему театру исполняется сто лет со дня основания и 60 лет со дня возрождения. Мы планировали масштабное празднование. Надеемся, что 22 октября удастся привлечь внимание харьковчан к празднику театра для детей и юношества.

— У вас множество планов, которым наверняка поможет осуществиться только достойное финансирование. Как обстоят дела с финансами?

— Для нашего театра, как и для других учреждений культуры, вопрос финансирования является болезненным. Я не хочу говорить, что у нас все плохо. Есть главное – идеи и люди, которые готовы воплотить их в жизнь. Конечно же, мы хотим и достойны большего финансирования, на это мы и надеемся. Очень важно сохранить традиции театра – чтобы у каждого ребенка, которых побывал у нас в гостях, после спектакля оставалось ощущения чуда, сказки, независимо от того, столько лет ребенку – три или тринадцать. Мы готовы принимать современные вызовы и работать над тем, чтобы детям хотелось к нам идти, чтобы наши спектакли были интересны и поучительны.

Татьяна Владимировна Цвилая окончила театральное отделение Харьковского лицея искусств №133 (руководитель курса – Виктория Беседина, режиссер курса — заслуженный артист Украины Владимир  Угольников). В 2005 году окончила Харьковскую государственную академию культуры, получив диплом с отличием (режиссерский факультет, специальность «Телеведущая»). Телевизионная карьера неразрывно связана с театром — на харьковском телеканале «Фора» выходила ее авторская программа «Театр». До назначения на должность директора Харьковского театра для детей и юношества работала заведующей литературно-драматургической частью, исполняющей обязанности директора театра. Член Союза театральных деятелей с 2017 года.

Харьковский театр для детей и юношества создан на базе Первой государственной театральной школы при участии профессора Харьковского университета Александра Белецкого. Школе было предоставлено пустовавшее помещение бывшего театра миниатюр, так называемого Екатерининского театра, где в декабре 1920 года спектаклем «Злой галл» по пьесе Толмачева открылся «Театр сказки», позднее переименованный в Первый государственный театр для детей. С 1933 года это уже Харьковский театр юного зрителя, носящий имя А.М. Горького. В июне 1941 года ТЮЗ был эвакуирован в Западную Сибирь. С 1944 года он начинает работать как Львовский ТЮЗ. В 1960 году на базе областного драматического театра в Харькове возрожден театр юного зрителя, а 22 октября он открыл свой первый театральный сезон. После пожара в 1972 году ТЮЗ долго скитался по клубам, пока временно не обосновался во дворце культуры «Пищевик», дожидаясь восставления сгоревшего помещения. Сегодня коллектив находится в периоде активного творческого поиска, отстаивает право детского театра на универсализацию художественного языка.