Около 18 процентов представителей малого бизнеса в Украине рассматривают закрытие своего дела из-за эпидемии коронавируса в стране. Еще 78 процентов сообщили о потере трех четвертей своих доходов.

Об этом свидетельствуют данные опроса European Business Association.

Только четыре процента респондентов, принявших участие в опросе, могут похвастаться увеличением прибыли компании во время эпидемии коронавируса.

"От экономических последствий пандемии коронавируса чрезвычайно страдают малые предприятия. Важно, чтобы они прошли этот кризис с минимальными, насколько это возможно, потерями, ведь успешный малый бизнес – признак прогрессивной экономики и основа крепкого среднего класса. Малый бизнес создает большое количество рабочих мест, однако, из-за замедления бизнес-активности некоторым придется менять размер штата и зарплату персонала в сторону уменьшения", - говорится в сообщении ЕВА.

Среди опрошенных, 41% планируют адаптировать заработную плату персонала, 33% еще не определились, а 26% владельцев предприятий сохранят выплаты в действующем размере.

Придется уменьшить количество работников 31% предприятий, тогда как 21% еще не определились, а 48% респондентов не планируют никаких сокращений.

Больше всего предпринимателей беспокоит неопределенность текущей ситуации. В условиях, когда трудно предсказать продолжительность карантина и изменения в поведении потребителей, просчитывать любые сценарии развития своего бизнеса практически невозможно. Уменьшение объемов заказов, срыв сроков закупок и поставок, парализация каналов сбыта – вот только некоторые проблемы, с которыми столкнулся малый бизнес. Тогда как доходы у многих компаний существенно уменьшились, расходы остались практически неизменными (аренда, коммунальные услуги), а добавились заботы по организации дистанционной работы или же организации транспортировки сотрудников в условиях ограничения передвижения.

Компании стараются адаптироваться и переориентироваться согласно ситуации. Конечно, есть в этой ситуации и бизнесы, которым удалось нарастить объемы продаж и увеличить доход от деятельности. Например, маленькие продуктовые магазины, в которых возросло количество посетителей из-за тех же ограничений в передвижении, которые подталкивают людей выбирать локальные торговые точки вместо супермаркетов.

"Несмотря на все сложности ситуации, предприниматели остаются в большинстве своем оптимистами. Так, 47% будут искать новые возможности для развития, если карантин продлится на неопределенный период. В то же время, 22% опрошенных будут вынуждены закрыть бизнес. Однако, в связи с непрогнозированностью ситуации, настроения бизнеса еще могут измениться", - отмечает EBA.