
Стоимость гречки, яиц и даже минералки теперь будет под контролем – в период карантина Кабмин снова будет регулировать цены на социальные продукты и лекарства.
С 15 апреля 2020 года на период чрезвычайной ситуации правительство возвращается к государственному регулированию цен на социально значимые продукты, лекарственные средства и медицинские изделия, сообщил глава Национального Совета экономического развития, директор Всеукраинской Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.Он напомнил, что государство три года назад решило избавиться от возможности влиять на бизнес, даже в ситуации необоснованного роста цен. Тогда под мониторинг подпадали 32 продукта.
– Теперь мониторинг будет распространен на 10 продуктов, восемь фармпрепаратов и два медицинских товара, – уточняет эксперт. – Если цена в торговле на них планируется повышаться, то заведение торговли через электронную форму обязано сообщать об этом в Госпродпотребслужбу. На производителей или поставщиков это регулирование не распространяется. Но государство будет изучать причины роста цен в розничных магазинах и аптеках, и иметь возможность влиять и на производителей, или импортеров, если цены растут без экономического обоснования.
Алексей Дорошенко уточняет, что под государственное регулирование попадают: гречка, сахар, мука пшеничная высшего сорта, отечественные макароны, молоко 2,5% в пленке, ржано-пшеничный хлеб, куриные яйца 1 категории, курица в тушке, сливочное масло 72,5% и минеральная вода без газа.
– Могу сказать, что впервые так четко определен перечень продукции, включая ценовую категорию товара, страну производства и фасовки. Это позволит делать качественный мониторинг, – говорит он. – Во-вторых, впервые вода для питья попала в разряд социально-значимых товаров. В-третьих, если будут основания, то перечень продукции, подлежащей регулированию, может увеличиться.
Государственное регулирование также распространяется также на медицинские товары, в частности, на медицинские маски и перчатки, как средство индивидуальной защиты во время пандемии коронавируса.
– Считаю это действенным механизмом влияния на ценовую ситуацию в стране и началом мягкого регулирования по европейскому образцу. Например, во Франции под регулирование попадает несколько тысяч наименований продуктов, – сказал Алексей Дорошенко.
Между тем харьковчане недоумевают: почему так поздно хватились и не приняли соответствующих мер еще до того, как паника взвинтила цены.
– А почему бы не ввести это регулирование с самого начала карантина, ведь паника и ажиотажный спрос уже провоцировали рост цена на эти продукты. Непонятно, та же гречка теперь упадет в цене или просто еще больше не будет дорожать? А на масках и антисептиках аптекам и торговым сетям специально дали время нажиться? Как минимум в 10 раз цену подняли! А хватились только сегодня, – поделился своим мнением харьковчанин Анатолий Викторович. – За месяц простоя у людей нет денег покупать эти продукты и лекарства уже ни по каким ценам…
Алексей Дорошенко подтверждает: уже на начало апреля, по данным Research & Branding Group, 39% украинских семей не имели сбережений, на которые они могут продержаться на карантине. А у 13% семей сбережений хватало лишь на две недели, и они заканчиваются с каждым днем.
– То есть 52% украинцев будет жить в долг, если же конечно, им дадут такую возможность. Или будут экономить на питании, – говорит он. – Лишь 7% семей в нашей стране готовы были жить более четырех месяцев, не работая.
Всего лишь пяти процентам семей достаточно до 100 гривен в день для питания.
– Уверен, что в эту группу входят преимущественно пенсионеры и люди, которые имеют подсобное хозяйство и делают запасы. Подавляющему же большинству, а именно 35% семей, в день на еду необходимо от 100 до 250 гривен, 27% – от 250 до 500 гривен. И только 13% тратят на продукты более 500 гривен на семью в день, – озвучивает он статистику.
И самый, пожалуй, важный вопрос: сколько денег нужно украинцам, чтобы продолжать находиться на карантине после 24 апреля? По словам эксперта, 16% нуждается в 5000 гривен в месяц, 32% - от 5000 до 10000 гривен, 22% – от 10 до 15 тысяч гривен, и 16% семей – более 15 тысяч гривен.
– Вывод прост: если государство сможет профинансировать бизнес, который ложится, и людей, которые не работают – то продление пребывания в самоизоляции возможно. А в противном случае необходимо запускать экономику страны, одновременно ограничивая все, что касается отдыха и массовых скоплений людей, но также используя средства индивидуальной защиты, – резюмировал он.