Cубботняя рубрика «На пороге Храма» продолжает знакомить читателей с вопросами православия, в том числе жизнью и деятельностью Харьковской епархии Украинской Православной Церкви.

Расскажите, пожалуйста, почему женщине нельзя ходить в храм, когда она в «нечистоте»? Через какой промежуток времени по окончании этих дней можно прикладываться к святыне и причащаться? Как себя вести, если ты в это время находишься в паломничестве? Слышала, что такой запрет существовал не всегда, а идет от традиции древней Сирийской церкви. Поясните, пожалуйста.
Наталья

Отвечает священник Афанасий Гумеров, кандидат философских наук, кандидат богословия, преподаватель Ветхого Завета.

Согласно установлениям богооткровенной ветхозаветной религии, чистота (духовно-нравственная и физическая) является необходимым условием для приближения ко всему священному. К внутренней нечистоте приводит грех. Физической нечистотой в законоположительных книгах Ветхого Завета считались: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней после рождения мальчика и 80 — после рождения девочки), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). По религиозным понятиям древних, культовая нечистота не является грехом, но генетически связана с ним. Древнееврейское слово «нечистый» первоначально означало нравственную нечистоту. В этом значении употребляют его святые пророки: Исайя (6:5), Иезекииль (22:5), Захария (13:2). Слово «чистый» также этимологически связано с нравственным состоянием. Оно означает — светящийся, издающий свет (Иов 17:9; Исайя 50:12). Новозаветная Церковь установления о ритуальной нечистоте отменила. Главным условием нашего соединения с Богом считается чистота внутренняя: «Блаженни чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8). Новозаветная Христова Церковь, отменив ветхозаветные установления о ритуальной чистоте, вместе с тем сохранила ограничения для женщин — рожениц во время очищения и находящихся в состоянии месячных. Второе правило свт. Дионисия Александрийского (III в.) гласит: «О женщинах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть вернии и благочестивии, находясь в таком состоянии, дерзнули приступить к Святой Трапезе или коснутися Тела и Крови Христовой».