Мюзикл «Дон Жуан» поставили в театре «Мадригал» на сюжет старинной испанской легенды и музыку Феликса Грея о ловком и искусном обольстителе женщин Дон Жуане, жестоко наказанном за свое коварное искусство.
Возникшая в начале XVII века легенда ко времени постановки в театре успела пройти через ряд драматических обработок, из которых хорошо известны комедия Мольера «Дон-Жуан» и одноименная опера Моцарта. Каждая из них давала свое, оригинальное толкование характера центрального героя, который в XIX веке засверкал новыми, необычными красками в поэме Байрона, «маленькой трагедии» «Каменный гость» Пушкина.В XXI веке Дон Жуан в трактовке режиссера молодежного театра «Мадригал» Алексея Настаченко также не похож на своих предшественников. Это — поэт любовной страсти. И в любви к Изабелле, и в отношениях с Эльвирой и Марией Жуан неизменно чужд всякого притворства, искренен, исполнен подлинного чувства. Дон Жуан смел, отважен, красноречив, его увлекают риск и опасности. Ему свойственны острое любопытство к жизни, присущее современному человеку, желание смело испытать свою судьбу вопреки консервативным нравственным догмам. В этом году этим мюзиклом в театре «Мадригал» открыли новый сезон.
— О чем спектакль, можно понять уже из названия — о любви, — говорит режиссер Алексей Настаченко. — Только мы совершенно по-новому взглянули на классического героя. Дон Жуан не развратник, а человек, который ищет новые грани чувства любви. Образ Дон Жуана — не навязанный образ. У нас совершенно другая трактовка. Если говорят, что он ловелас и действительно использует женщин то у нас наоборот — мы задаемся целью понять, что Дон Жуан единственный мужчина, который умеет дарить женщинам любовь.
Умеет дарить то, что женщина ожидает от этой любви. Он просто умеет обходиться с женщинами. После того как женщина почувствовала, что такое настоящая любовь, она уже не может жить по-другому. Мы показываем уровень любви немножко в другом ракурсе. Не та бытовая житуха, которая достала. А та любовь, которая рождает прекрасное, когда просыпаешься утром и радуешься новому дню и тому, что ты рядом с этим человеком. Дон Жуан может это сделать. Единственное «но» (но это спорный вопрос, потому что ставил спектакль мужчина) — это женская логика: если этот человек может дарить любовь, то он должен быть со мной. От этой собственности страдает и она, и Дон Жуан. Он ищет именно ту любовь, которая будет отвечать его любви. Будет его окрылять, создавать с ним вместе какой-то ореол любви. Хоть он не идеальный мужчина. Но он в поисках этой любви.
Дон Жуан, наверное, где-то ошибается. И кого-то бросает. Но он делает это честно, честно отказывает».
Спектакль выбран не случайно. «Послание о любви» — именно так переводится с французского слово «Мадригал».
— Хотя перевод названия театра немного другой — это «песнь матери, ставшей кровной», — продолжает приоткрывать свое закулисье Алексей Настаченко. — То есть то, что мы делаем — это наше кровное. Театр для нас не хобби, а жизнь. Так получилось, что репертуар, который мы выбираем — это спектакли, так или иначе касающиеся любви. Это необычный для Харькова мюзикл, потому что в Харькове мюзиклы — это редкость. Это второй наш музыкальный спектакль. Первой была рок-опера «Белая ворона». В новом спектакле задействованы 40 человек. У каждого актера — определенная задача. Все актеры нашли свое видение темы. Что-то оставляем, где-то корректируем, если актеры сами что-то вносят. Все актеры — харьковские ребята и девушки. Мы провели мини-кастинг. В конечном итоге вокальный состав актеров подошел к требованиям мюзикла. Я очень рад этому составу. В случае чего они заменяют друг друга. Это все молодые люди — до 35 лет.
Да и зрительская аудитория сильно омолодилась, с гордостью говорит режиссер. Нередко в «Мадригал» приходят даже школьники, причем не общими экскурсиями, а сами по себе.
Возможно, именно потому, что тема любви вечна, а, может быть, все же сильны в нашем городе театральные традиции. Причем сложились уже свои традиции и в театре «Мадригал».
«Несмотря на нашу независимость, мы пытаемся радовать город какой-то находкой, не просто необычным спектаклем, но мы уже стали центром театрального фестивального движения, — рассказывает Алексей Настаченко. — У нас проходят «курбалесии». У нас есть уже свой зритель. Это явление особенно интересно, ведь театр не обладает труппой профессиональных актеров. У нас работают студенты ХАИ и универа, Политеха и Еврейского института. У нас нет людей с вокальной и музыкальной подготовкой. С одной стороны, присутствует момент самодеятельности, с другой — художественные амбиции театра не дают опускаться до самодеятельного уровня. У нас планка высокая: работать на хорошем профессиональном уровне».