Дистанционное обучение открывает новые возможности. Доступ к информации, знаниям, обучающим курсам сегодня есть, и он чрезвычайно разнообразен.


Как харьковские студенты учатся в условиях карантина и что будет со вступительной кампанией, рассказал в программе «Точка зрения» на «Телеканале р1» проректор по педагогической работе Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина Анатолий Бабичев.

Студенты уже скучают по университету


— Анатолий Валерьевич, как сейчас проходит обучение в университете?

— То, что сейчас происходит в системе образования, для нас впервые. Такого длительного карантина никогда еще не было. Максимум две недели – и заведения высшего образования снова переходили в обычный режим работы. Поэтому преподавателям всех ЗВО, в том числе и ХНУ имени В. Н. Каразина, пришлось потрудиться, чтобы дистанционный режим образования заработал.

Сейчас я могу констатировать, что процесс дистанционного обучения в университете протекает полноценно. Центр дистанционного образования, который существовал и до того, пользуется большой популярностью. Множество курсов, лекций, практических занятий, материалы которых размещены на нашей платформе, сегодня пользуется огромным спросом среди преподавателей и студентов.

Кроме того, для осуществления полноценного учебного процесса привлечены совершенно новые ресурсы, чтобы мы не потеряли ни знания, ни возможности, ни навыки. Это позволило нашим профессорам, преподавателям по-новому подойти к образовательному процессу, поработать – это время для освоения новых программ и иной подачи запланированных материалов.

Хотя многие студенты уже скучают по университету – не хватает друзей, преподавателей, с которыми можно пообщаться тет-а-тет. Тем не менее происходящее позволило углубить систему образования, потому что раньше дистанционная система в Украине не была приоритетной.

— Эти дополнительные ресурсы нуждались в каких-то дополнительных затратах?

— В мире существует очень много и платных, и бесплатных программ. Каразинский университет давно уже пользовался услугами всемирно известных университетов, в том числе и платными. Через нашу библиотеку мы имели возможность подключения к библиотекам других университетов. Однако на этом не останавливались – наши специалисты плодотворно поработали еще в самом начале карантина, и мы получили дополнительные возможности для овладения курсами.

Есть, например, всемирно известная платформ Coursera, основанная профессорами информатики Стэнфордского университета. Там размещают образовательные курсы лучшие университеты мира. Каждый желающий может зарегистрироваться и официально получить доступ к любому интересующему его курсу, самостоятельно изучить его, выполняя определенные задания, и по окончании даже получить сертификат не только украинского университета, но и международных заведений. Наш университет получил бесплатный доступ к данной платформе.

Кроме того, центральная научная библиотека, которая хоть и работает сейчас в дистанционном режиме, получает все электронные заказы, которые делают студенты и преподаватели. Так что доступ к информации, знаниям, обучающим курсам есть, и он чрезвычайно разнообразен.

Больше половины студентов остались в общежитиях


— Была информация об инициативе университета по передаче защитных масок студентам, которые во время карантина остались жить в общежитиях. Много ли таких студентов? Это иностранцы или среди них есть и наши соотечественники?

— Более 50% студентов (и граждан Украины, и иностранцев), которые проживают в общежитиях, проживают там и сейчас. На сегодняшний день у нас более дух тысяч студентов живут в общежитиях.

Иностранцы, которые оказались вдали от родины, поддерживают с родными лишь электронную связь. Мы подготовили для них благотворительную программу – передали маски и антисептики, чтобы они ощущали, что есть люди, которые о них заботятся. В составе помощи – не только защитные средства. Мы ежедневно оцениваем ситуацию в общежитиях.

— Стоило ли, по вашему мнению, давать возможность студентам уезжать домой? Ведь условия в разных регионах отличаются. Можно допустить, что, когда проблема на Харьковщине будет решена, сюда начнут возвращаться студенты из эпидемически неблагополучных регионов. И они могут стать источником распространения коронавируса.

— Только время позволит сделать выводы, правильный ли это был шаг. Опасность действительно существует. Как говорят эксперты, коронавирус особенно опасен для людей пожилого возраста. Нужно учитывать, что наши преподаватели и профессора – в основном люди солидного возраста. Так что для них вопрос безопасности стоит очень остро. Я считаю, что переход на дистанционное образование себя оправдывает.

Да, высказываются мнения, что кто-то что-то не успеет выучить, выполнить лабораторные работы. Однако итог обучения, знания, которые получает студент, не зависят от отдельного обучающего курса или лабораторной, которую он не успел сделать. Это система образования. В университете такая система сформирована. Если мы даже что-то не успеем, сможем наверстать в следующем семестре. А при наличии тяги к знаниям система позволяет каждому студенту индивидуально получить желаемое. Сейчас главное, я считаю, все же сохранить здоровье.

В университете примут экзамены дистанционно


— Какие меры, препятствующие распространению инфекции, принимаются в Каразинском университете, в общежитиях? Можно ли уже предположить, когда студенты смогут вернуться?

— Сейчас трудно прогнозировать, когда закончится карантин. Соответственно, невозможно предвидеть, когда завершится учебный год, когда будет проходить вступительная кампания, а главное, когда начнется следующий учебный год. Есть подозрение, что это произойдет не 1 сентября, а, скорее всего, ближе к октябрю.

В университете был сформирован оперативный штаб для профилактики коронавируса и борьбы с ним, и практически каждый день проходят заседания. Прежде всего речь идет о санитарно-гигиенических мероприятиях, обработке помещений университета дезинфицирующими средствами. Здание практически пустое, но тем не менее работают администрация, службы управления персоналом, кадровые службы, финансисты, Центр дистанционного образования, то есть жизнь не останавливается. То же происходит и в общежитиях: есть старосты, которые следят за состоянием здоровья студентов; проводится ежедневный мониторинг температуры тела.

С первых дней карантина по инициативе студентов были сформированы волонтерские отряды, которые помогают сотрудникам пожилого возраста, если о них некому позаботиться – например, дети живут в других регионах или за границей. Организована доставка  продуктов и лекарств нуждающимся в такой поддержке. Университет организовал ежедневный подвоз сотрудников, работающих офлайн – стараемся оградить их от контактов с другими людьми. Студенты и преподаватели медицинского факультета несколько дней назад собрали собственными силами деньги и передали в инфекционную больницу средства защиты для медиков.

Активно идет в университете культурологическая программа. Несколько наших спортивных комплексов организовали челленджи, которые пользуются огромной популярностью в соцсетях. Каждый студент хочет что-то повторить, что-то выложить в сеть. Главный месседж – на карантине нужно не только учиться, но и заниматься своим здоровьем. А спорт и физкультура как раз и являются профилактикой коронавируса.

Кроме того, множество флешмобов и челленджей запустили наши музеи – например, «Ермиловцентр», галерея им. Генриха Семирадского организовали проект видеоэкскурсий по проходящим там выставкам.

— Начало учебного года может быть перенесено, неопределенной остается и ситуация с его окончанием. А что касается сессии, сдачи экзаменов, зачетов – как они будут проходить?

— Планируем и сессию, и зачеты согласно утвержденному действующему графику учебного года – ничего не меняем. Есть и официальная дата окончания карантина – 24 апреля. Пока нет официальной информации о его продлении, но мы понимаем, что, скорее всего, это произойдет.  Наши специалисты работают над новой электронной системой, которая позволит принимать зачеты и экзамены дистанционно. Очень хотелось бы делать это вживую, но нужно предусмотреть и возможность сдачи онлайн.

Многие ориентируются на то, что мы предпримем. Основная особенность нашего университета в том, что каждый факультет индивидуален, у каждого своя специфика. Это абсолютно разные направления подготовки – от физики и медицины до филологии, математики и так далее. По некоторым направлениям необходимо провести дополнительные занятия либо лабораторные работы. В связи в этим было принято решение, что каждый факультет сам определит сроки окончания учебного года, но большинство завершит его в соответствии с действующим на сегодняшний день графиком.

Карантин способствует научной деятельности


— Научная, исследовательская деятельность, защита диссертаций – как это осуществляется в условиях карантина?

— Могу сказать, что карантин способствует научной деятельности. Ученые не отдыхают. Сегодня у них появилось больше возможностей поработать дома. Количество научных разработок и статей за время карантина значительно вырастет. Наука не останавливается. Безусловно, не всегда есть доступ к лабораторным помещениям, чтобы проводить эксперименты, но кропотливая теоретическая работа совместно с учреждениями Национальной академии наук продолжается.

Конечно, сегодня не проходит защита диссертаций, но я уверен, что по окончании карантина это будет – если не сейчас, то осенью.

— Весной ЗВО традиционно открывают курсы подготовки для абитуриентов. Эта работа тоже сейчас ведется дистанционно?

— Да, некоторые занятия начались еще осенью, то есть проводились очно. Сейчас Малый Каразинский университет, который сотрудничает непосредственно со школьниками, перешел на дистанционную форму обучения. В этом нет ничего плохого – только использование новых знаний и новых ресурсов. Например, системы видео-конференц-связи ZOOM, Google Classroom очень просты в использовании, и школьники с удовольствием ими пользуются.

Вместе с тем, есть университетские олимпиады, которые добавляют поступающим определенные баллы к результату ВНО. Заочный тур состоялся, работы, которые было необходимо написать, будущие абитуриенты выполнили. Ждем окончания карантина, чтобы провести очный тур. Мы занимаемся ежедневно более чем с 500 школьниками.

Сроки вступительной кампании определяет МОН


— Достижением последних лет было создание на Харьковщине университетского консорциума. Его работа продолжается?

— Конечно, она не поставлена на паузу. Был создан штаб волонтеров. С инициативой создания областных штабов вышел областной студенческий совет. В состав штаба вошли и студенты-медики, и студенты, которые помогают пожилым людям – объединяющая цель есть.

Только при сотрудничестве всех ЗВО Харьковщины можно провести надлежащую вступительную кампанию. А к предложениям ЗВО нашего региона в стране очень прислушиваются, потому что Харьковщина была, есть и будет лидером высшего образования в Украине. Думаю, в связи с карантином появятся новые подходы к формированию и наполнению системы высшего образования. Мы для себя тоже много позитивного почерпнем.

По крайней мере, те профессора, которые не очень хотели использовать дистанционные средства обучения, сегодня освоили много новых программ. Оказалось, нет ничего ужасного, если ты с экрана общаешься со студентом и передаешь ему свои знания.

— Вопрос об окончании и начале учебного года: по этому поводу будет какое-то централизованное распоряжение?

— Каждое ЗВО, тем более ХНУ им. В. Н. Каразина, является автономным. Многие решения относительно сроков окончания учебного года мы можем принимать самостоятельно: месяцем раньше или месяцем позже – никаких нарушений в этом нет. Главное – количество предметов, которые должны освоить студенты, чтобы выполнить учебную программу и получить соответствующий диплом.

А вот что касается вступительной кампании, то это вопрос Министерства образования и науки Украины. Тем более что речь идет о единой вступительной кампании во всех ЗВО Украины: нельзя в Харькове провести, а во Львове – нет. Безусловно, в МОН будут ждать предложений от нас, и мы их подготовим.

— Вы допускаете, что выпускные экзамены тоже могут сдаваться дистанционно?

— Все-таки надеемся, что студенты смогут приехать и сдать экзамены, но дистанционный вариант тоже рассматриваем. Чтобы этот вопрос не застал нас врасплох, мы должны быть готовы задействовать все имеющиеся ресурсы.

Анатолий Валерьевич Бабичев родился 1 июля 1980 года в Харькове. В 1997 году после окончания школы №149 поступил на механико-математический факультет ХНУ им. В.Н. Каразина, в 2002 году окончил его с красным дипломом. С 2003 по 2005 год учился в Харьковском национальном экономическом университете, где получил специальность магистра государственной службы. С 2002 года работал в отделе высшего образования в ГУ образования и науки Харьковской облгосадминистрации. С 2006 по 2009 год — помощник заместителя председателя ХОГА по гуманитарным вопросам. С 2009 по 2010 год — начальник управления по делам семьи и молодежи ХОГА. С апреля 2014 года — директор департамента образования и науки ХОГА. С декабря 2016 года – заместитель председателя ХОГА. С ноября 2019 года – проректор по научно-педагогической работе ХНУ им. В. Н. Каразина.