Стоимость 95-го бензина может упасть до 16 гривен, а дизельного топлива – до 14 гривен за литр.


Дешевые энергоресурсы – нефть, нефтепродукты позволят мировой экономике быстрее выйти из рецессии, в которую она попала из-за пандемии коронавируса, говорят эксперты.

Для Украины картина будет не столь радужной. В частности, в цене на топливо в стране велика доля акцизного налога, составляющего уже 6,3 гривны за литр, что в два с половиной раза выше стоимости исходного продукта. Это делает цену на топливо в Украине завышенной. Насколько цена на нефтепродукты может снизиться для рядового потребителя?

– Любые прогнозы на рынке нефтепродуктов – неблагодарное дело, поскольку на ценообразование влияет множество факторов, – сказал в интервью «Телеканалу р1» известный эксперт, генеральный директор торгового дома Sunoil Леонид Косянчук. – Разница между социально ориентированными, бюджетными сетями и премиальными сейчас составляет более 4,5 гривны на литре бензина. Проблема заключается в том, что уровень падения цен будет в значительной мере зависеть от падения спроса. Если мы сейчас имеем 20–22% падения спроса в сравнении с прошлым годом, и это будет продолжаться или даже усугубляться, то я не уверен в столь оптимистических прогнозах. Даже если бы нам давали бензин бесплатно, то за счет налогов и транспортных затрат при нынешней средней стоимости на внешнем рынке он не мог бы стоить на заправках меньше 11–12 гривен за литр.

Сейчас в сегменте заправок с демократичными ценами лидирует национальная сеть АЗС Sunoil.

– Мы социально ориентированная сеть и понимаем, что плывем в одной лодке со всей страной, – говорит генеральный директор торгового дома Sunoil Леонид Косянчук. – И когда всем плохо – от безработных и пенсионеров до бизнесменов, – мы тоже должны это учитывать. И сейчас наши цены, кстати, уже на грани убыточности. Если у нас средняя цена 20,89 гривны за литр бензина, то в премиальных сетях – больше 25,5 гривны за литр. Будем ли мы снижать цены, будет в большой степени зависеть от курса НБУ.  Если цены на внешних рынках (а там средняя цена за неделю упала с 200 до 190 долларов за тонну) мы как-то можем прогнозировать, то прогнозировать действия Нацбанка я бы не взялся.

Между тем, по словам Леонида Косянчука, компания не имеет права работать в убыток.

– Очень сложно будет объяснить налоговикам, почему мы покупаем бензин по 16 гривен за литр, а продаем по 15, – отмечает он. – Непонятно, когда более дешевый ресурс вытеснит из торговой сети запас, приобретенный по более высокой цене. В большей степени цена зависит от того, как поведет себя Нацбанк. Если курс гривны снизится на гривну за доллар, это добавит к цене одного литра 57–65 копеек. И это действует очень быстро – гораздо быстрее, чем снижение цен на внешних рынках. А налоги, кстати, в цене бензина превышают 71% (дизтоплива – 53%). Так что если и есть существенный резерв для снижения цены, то это возможные меры по временному снижению ставки акцизного налога.