В связи с карантином школы Харькова и области перешли на дистанционное обучение.


Это оказалось настоящим вызовом для современной системы образования, сложным заданием и для педагогов, и для учеников, и для их родителей. Как проходит дистанционное обучение в период карантина, выяснял «Вечерний Харьков».

Хаос, паника и стресс


Говорить, что Украина была готова в одночасье перейти от офлайн-образования к онлайну, конечно, нельзя, считает руководитель образовательного центра для педагогов, родителей и детей «Я и моя школа», соавтор реформы «Новая украинская школа» Ирина Миньковская. Однако такая проблема существует не только в Украине, но и во многих других странах. Даже США и Великобритании было сложно переформатироваться на дистанционное образование.

– Что касается Украины, то это в первую очередь вызов для педагогов, потому что наша система подготовки учителей не предусматривала дистанционного обучения. И речь не только об устройствах или их характеристиках – это по-другому организованный процесс и его структура, другие отношения с учениками и родителями, другие обратная связь и оценивание. Отдельным пунктом стоят вопросы кибербезопасности, обучения детей с особыми образовательными потребностями, цифровой гигиены. Это такие вещи, о которых наши педагоги слыхом не слыхивали. Так что проблема стоит очень остро, – отмечает Ирина Миньковская.

Особенно сложными выдались для учителей первые недели перехода на «дистанционку».

«13.03.2020 г. – шок. Потрясение. Растерянность. Потребность в ясности, безопасности, взаимодействии, действенности. 14.03.2020 г. – ощущение хаоса и беспорядочности процессов. Потребность в помощи… 5.03.2020 г., 16.03.2020 г. – выходные в поисках ответа на вопрос: «Как все организовать и реализовать?». Формирование по всем предметам групп в Viber, WhatsApp, Telegram. 16.03.2020 г. – задания детям. Хаос. Проверка присылаемых детьми работ. До утра. Дикая усталость… 17.03.2020 г. – 20.03.2020 г. – напряженная онлайн-работа наших психологов со всеми. Круглосуточная проверка детских работ, круглосуточное онлайн-общение с детьми и родителями. И опять ощущение хаоса. Паника. Глубокий стресс», – так описывает в Facebook свое вхождение в инновационный учебный процесс директор Харьковского лицея №89 Светлана Кириченко.

Ни гаджетов, ни мотивации


Еще одна проблема – инфраструктура. Несмотря на то что в Украине достаточно качественный интернет и практически все учителя имеют дома те или иные гаджеты, при переходе на дистанционное обучение выяснилось, что у многих педагогов дома только одно качественное устройство.

– При этом у учителя есть и свои дети, которым тоже нужно учиться. И как-то отрегулировать процесс – чтобы учителя учили, а дети учились – очень сложно. Особенно остро этот вопрос стоит в сельской местности. В итоге выясняется, что дистанционное обучение действительно доступно не для всех, – продолжает Ирина Миньковская.

Также есть проблемы с мотивацией у учеников. Многие воспринимают период карантина как каникулы и не особо рвутся регулярно заниматься.

– А родителям не до них – у них самих масса проблем, которые необходимо решать. Особенно болезненным этот оказалось для младшей школы. Малышей очень сложно организовать, пояснить им, почему они должны учиться, а не играть, – говорит Ирина Миньковская.

Кто-то окажется голым королем


Между тем в Департаменте науки и образования усмотрели в дистанционном обучении массу бонусов. Один из них – рост авторитета учителей в глазах детей и их родителей.

– В последнее время учителя жаловались, что их авторитет падает, общество не ценит их труд. Теперь родители могут оценить уровень профессионализма педагогов, которые оказались способными реагировать на вызовы. Они имеют также возможность увидеть, как педагоги работают с классом – онлайн-трансляцию уроков можно смотреть всей семьей. Можно отслеживать, как ребенок выполняет задание, где теряет темпы, качество. И это намного понятнее, чем запись учителя в дневнике, что Вася плохо себя вел на уроке, или какие-то поучительные разговоры на родительских собраниях, – уверяет директор Департамета науки и образования ХОГА Лариса Карпова.

Еще один плюс – неравнодушные родители могут воочию оценить качество обучения в школе, о чем раньше могли судить только по околошкольным слухам.

– Во время наблюдения родителей за уроками развеется много мифов о школе, об отдельных учителях. И может случиться так, что кто-то окажется голым королем, а кто-то  – настоящим бриллиантом. Школьникам же дистанционное обучение дает возможность понять, сформированы ли у них такие важные в будущем навыки, как способность к самообразованию, умение распоряжаться личным временем, – говорит чиновник.

ZOOM и Google Classroom в помощь


Однако, по словам самих родителей, ситуация далеко не так радужна. Мама пятиклассника Марина первые недели домашнего обучения сына вспоминает с ужасом.

 – Сначала учителя отправляли задания в Viber, в WhatsApp – кто куда мог. Мы уже просто вздрагивали от сигналов в телефоне. Какие-то хаотично набросанные ссылки, где просто перечислены задания по предметам. Короче, ужас, – вспоминает Марина. – Потом задания начали отправлять по электронной почте, а ребенок должен был отослать уже выполненные учителю. Затем уроки стали выставлять на сайтах школ по специальной ссылке «Дистанционное обучение». Нажимаешь на нее, находишь свой класс – и там твои задания, – делится ноу-хау Марина.

Со временем процесс более-менее наладился. Учителя стали проводить онлайн-уроки, используя программы для видео-конференц-связи ZOOM, а для заданий и их проверки – бесплатную платформу Google Classroom. Педагоги создали онлайн-кабинеты для каждого предмета, выставляют там задания, учебный материал и устанавливают дедлайны для самостоятельных и контрольных работ.

– У меня созданы отдельные кабинеты в Google Classroom, где есть задания, материалы, различные ссылки. В них обязательно добавлен директор и его заместитель, чтобы они видели эти задания. Я веду электронный журнал, где расписаны учебные планы и задания, которые мы выполняем, видеоуроки и т. п., – рассказывает учитель украинского языка и литературы Харьковской специализированной школы №73 Людмила Таболина. – Я сделала для себя вывод: сейчас нужно быть гибкими и креативными, потому что традиционные методики, которые мы использовали раньше, для такой работы уже не подходят. Мы с детьми проводим онлайн-олимпиады на уроках, делаем буктрейлеры (короткие видеоролики о книгах), коллажи, то есть задания творческого типа. Дети с удовольствием выполняют их, отправляют мне, получают оценки. Google Classroom является для нас очень хорошим помощником.

Дистанционное обучение – для организованных


Тем не менее для многих школьников и их родителей процесс дистанционного обучения по-прежнему остается стрессом.

– Я сейчас вам выскажу мнение мам, с которыми общаюсь, Как показала практика, дистанционное обучение подходит только для высокоорганизованных детей, которые могут сами следить за тем, что им задают, мониторить Classroom, смотреть, когда приходит новое задание, выполнять его, отправлять. Однако таких детей на самом деле единицы. И сейчас родители просто сидят на валерьянке, потому что им приходится постоянно дергать своих чад, чтобы они занимались, – делится опытом мама восьмиклассника Ирина. – Вот представьте: сын садится за компьютер в десять утра, там у них проходят какие-то онлайн-уроки в этом ZOOM. Урок заканчивается, и надо заниматься дальше тем, что тебе задали. Но ребенок за компьютером! И он переключается на игру. Уже не до уроков. А мама ходит и постоянно шпыняет: делай химию, делай физику, делай алгебру… Мамы дерганые, дети ничегошеньки сами делать не хотят – кроме высокоорганизованных. В большинстве своем, конечно, это не учеба, а профанация.

Ирина жалуется: за период дистанционного обучения превратилась в истеричку.

– И со мной еще куча людей. Мы перессорились со своими детьми. Раньше были совершенно нормальные отношения, а сейчас мама плохая, потому что жизни не дает, постоянно заставляет учиться, – признается Ирина. – А мама тоже на работу не ходит (работает дистанционно), поэтому видит, что ребенок играет вместо того, чтобы заниматься. Короче, каждые пять минут, мне нужно плюнуть на свою работу и пойти посмотреть, что же ребенок делает.

Нужно уложиться в дедлайн


Мама семиклассника Светлана пожаловалась, что по многим предметам ребенку не объясняют новый материал, ему приходится изучать его самостоятельно. К тому же  домашних заданий на дистанционным обучении задают очень много.

– Есть очень хорошие учителя. Они ответственно проводят уроки, стараются преподнести материал интересно, даже добавляют какой-то креатив. Дети слушают – все прекрасно. К сожалению, такие онлайн-уроки проводятся у нас только по основным предметам – украинскому языку и литературе, алгебре и геометрии, английскому. Все остальное – историю, географию – ребенок должен выучить по сути самостоятельно. В связи с этим задают очень много домашних заданий, поскольку то, что дети раньше делали в классе, теперь прорабатывают самостоятельно. Учитель прислал свой план урока свой, а в конце – куча заданий. И школьник все это должен выучить, выполнить задания и отправить, – рассказывает Светлана.

Ответственные дети, старясь выполнить все заданное до установленного учителем дедлайна, от такой нагрузки находятся на грани нервного срыва.

– У нас в классе есть мальчик – коммуникабельный, веселый, достаточно спокойный, хорошо учится. С переходом на дистанционное обучение у него на нервной почве началась аллергия – он весь покрылся мелкой сыпью. Мать просто не знает, что с ним делать. И проявляется эта крапивница не на продукты или пыльцу растений, а в тот момент, когда он садится за уроки. Мальчик очень переживает, чтобы все успеть и вовремя отправить выполненные задания, – говорит Светлана.

Уроки по телефону не сделаешь


В районах области вообще ситуация аховая. Далеко не во всех населенных пунктах есть не то что качественный, а хоть какой-то интернет. Да и современным гаджетом может похвастать не каждый сельский ребенок.

– У нас в селе, чтобы позвонить по телефону, нужно взобраться на пригорок – связь есть только там. Мы это место в шутку телефонной будкой называем. А об интернете вообще речи нет, – рассказывает житель села в Золочевском районе Николай. – Из всех современных устройств у моего сына только телефон. Как он говорит, «динозавр», потому что модель устаревшая. О каком дистанционном обучении может идти речь? Гоняет вон целым днями по улице.

У Анастасии Викторовны, семья которой тоже проживает в сельской местности, трое детей.

– Интернет у нас, хоть плохонький, но есть, – говорит она. – Однако на всех троих моих школьников у нас только один ноутбук – как им быть? Да, телефоны есть у каждого, но уроки по телефону не сделаешь, – сетует женщина.

Не надо нагнетать


Конечно же, родители и в городе, и в селе переживают: удастся ли детям в итоге освоить учебную программу? Не надо нагнетать ситуацию, отвечают на это чиновники. Мол, власти изучали вопрос покрытия интернетом: в регионе нет ни одного района, где бы такого покрытия не было.

– Интернет есть везде, правда, его качество и скорость действительно разные. Я бы не нагнетала ситуацию. И потом: даже если есть простой телефон, учителя имеют возможность работать с такими детьми. Если же ребенок не может общаться, ему посылают задания, он их выполняет и собирает все материалы, которые сделал за время карантина, в ученическом портфолио. А по окончании карантина предоставляет его учителю в школе, и тот будет оценивать работу ученика, – говорит Лариса Карпова.

Если что-то не усвоили, нагнать программу можно в начале следующего учебного года.

– Если до конца учебного года дети не выйдут в школу и уйдут на каникулы, то учителя проанализируют темы, которые были в программе в марте, апреле и мае. Когда дети вернутся в школу, для них проведут несколько контрольных работ, чтобы откорректировать календарный план. Не планировать, допустим, какие-то темы на сентябрь, а зарезервировать этот месяц, чтобы наверстать упущенное.

Для учеников выпускных классов, которым нужно готовиться к внешнему независимому оцениванию и поступлению в заведения высшего образования, это может стать настоящей проблемой. Тем более что многие репетиторы тоже ушли на карантин, а работающие подняли цены.