Ситуация на Панютинском вагоноремонтном заводе катастрофически ухудшается.


Однако вместо эффективных действий со стороны «Укразалізниці» и Харьковской ОГА по спасению крупнейшего в Украине вагоноремонтного предприятия – лишь пустые обещания и бездумная бравада. Народный депутат Украины Юлия Светличная требует от премьер-министра взять этот вопрос под личный контроль.

Панютинский вагоноремонтный завод – некогда успешное предприятие в Лозовском районе – сегодня приходит в упадок из-за отсутствия заказов. И ситуация продолжает ухудшаться: несколько цехов полностью остановили работу, другие загружены лишь на треть своих возможностей. Половина из почти полутора тысяч рабочих находится в вынужденном простое. Заработная плата сотрудников, ранее составлявшая 15–17 тысяч, упала в пять раз и сейчас едва дотягивает до трех-четырех тысяч. Однако вместо эффективных решительных действий со стороны власти и «Укразалізниці», филиалом которой является Панютинский ВРЗ – пустые обещания и бездумная бравада, не имеющие ничего общего с реальной работой, отмечает народный депутат Украины Юлия Светличная.

– Новые вагоны не производятся, ремонтные работы сокращены до минимума, системных заказов нет, часть сотрудников отправлена в отпуск. Директор завода старается, пытается спасти ситуацию, но эффективных действий со стороны «Укразалізниці» и Харьковской ОГА – ноль. Люди возмущены, социальное напряжение растет. А тут еще «Укразалізниця» принимает решение с 1 июля перевести на неполную рабочую неделю все свои структуры, в том числе и производственные, – отмечает народная избранница. – Думаю, премьеру надо срочно вмешиваться в ситуацию, отменять глупые решения, брать под личный контроль стабилизацию ситуации на Панютинском ВРЗ. Иначе обратная реакция людей может быть сложной.

В 2018 году Панютинский вагоноремонтный завод в Харьковской области построил более полутора тысяч вагонов, а в 2019-м – ни одного. Неэффективное управление привело к тому, что завод простаивает, заказов нет, идут сокращения, а рабочие получают мизерную зарплату.

На срочных мерах, направленных на выход завода из кризиса, Юлия Светличная настаивала еще в феврале текущего года. И даже предложила подробный алгоритм действий – в частности срочное назначение руководителя предприятия после обязательного обсуждения с коллективом заводе. В течение трех дней он должен был представить конкретный план вывода предприятия из кризиса и за время испытательного срока (не более двух месяцев) навести порядок на Панютинском ВРЗ. В феврале новый директор завода – Вячеслав Коваленко – был назначен, но ситуация к лучшему не изменилась, хотя его вины в этом нет.

Даже спецодежду не могут купить без разрешения


Сотрудники ПВРЗ, по словам председателя профкома Панютинского вагоноремонтного завода Валентины Левченко, остались «голые и босые». Каждую копейку приходится просить у «Укразалізниці».

– Руководитель старается, мотается в Киев и обратно, из «Укразалізниці» практически не выходит – но пока основных заказов нет. Поддержки от «Укразалізниці» не видим, – разводит руками Валентина Левченко. – Ему обещали при назначении, что пойдут заказы, пойдет строительство вагонов и ремонт, но ничего подобного не происходит.

Более того, теперь предприятие хотят перевести на четырехдневный график работы, что еще на порядок уменьшит заработную плату сотрудников завода. Только в прошлом году завод потерял почти миллиард гривен, в связи с чем более десяти миллионов недополучил городской бюджет Лозовой.

– Панютинский вагоноремонтный завод ранее аккумулировал на себе все заказы по ремонту и производству, а также была эксплуатация. Средства поступали непосредственно на государственное предприятие. А потом его сделали филиалом «Укразалізниці», и сегодня предприятие не вправе даже закупить спецодежду без разрешения Киева, – говорит лозовский городской голова Сергей Зеленский.

Ситуация крайне тяжелая


Областная власть в ситуацию не вмешивается. Две тысячи работников ПВРЗ – одного из крупнейших вагоноремонтных предприятий Украины, градообразующего для Лозовской ОТГ – ждут помощи от народного депутата Украины Юлии Светличной.

Депутаты Лозовского городского совета Харьковской области и жители Лозовой обратились к народному депутату относительно ситуации, сложившейся на заводе. Юлия Светличная направила депутатское обращение на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и министра инфраструктуры Владислава Криклия с требованием срочно рассмотреть на заседании правительства ситуацию на Панютинском ВРЗ и принять все возможные меры по недопущению перевода работы предприятия на неполную рабочую неделю.

«Сейчас на предприятии складывается крайне тяжелая ситуация. Прекращено строительство новых вагонов, резко сокращены объемы ремонтных работ, отсутствует система заказов, часть работников завода отправлена в вынужденный простой. К тому же согласно решению правления АО «Укразалізниця» от 15.04.2020 г. планируется с 01.07.2020 г. перевести работу предприятия на неполную рабочую неделю», – сообщает она в депутатском запросе. – Это вызывает рост социального напряжения на предприятии и в Лозовой».

Без поддержки государства не обойтись


При этом Юлия Светличная отмечает, что руководитель ПВРЗ прилагает усилия для вывода предприятия из кризиса, но без поддержки органов государственной власти это сделать невозможно.

– План вывода предприятия из кризиса, который имеет руководитель ПВРЗ, профессионально никто не рассматривает. Эффективные действия со стороны АО «Укразалізниця» и Харьковской ОГА по стабилизации ситуации на предприятии отсутствуют, – отмечает народный депутат.

В связи с этим народный депутат Юлия Светличная настаивает, чтобы премьер-министр взял под личный контроль ситуацию по стабилизации работы предприятия. Она также требует срочно рассмотреть этот вопрос на заседании правительства или отдельном совещании под руководством премьер-министра Украины. Кроме того, Юлия Светличная просит принять все возможные меры, чтобы не допустить перевода предприятия на неполную рабочую неделю.

Панютинский вагоноремонтный завод основан в 1869 году, спустя четыре года после достройки первого пути из Одессы в Петербург. Тогда вместо завода была паровозная мастерская, а весь комплекс именовался Панютинским паровозным депо. Уже в 1925 году завод выпустил 340 грузовых двухосных вагонов, в 1941 году — 850 вагонов. Вторую мировую войну завод, как и многие другие украинские предприятия, пережил в Сибири, но выпуск продукции не прекратился: до начала 1946 года из заводских ворот вышло более 640 грузовых вагонов.

Со временем потребность в ремонте паровозов отпала, и завод переориентировали на ремонт вагонов. В 1958 году предприятие перешло на ремонт четырехосных грузовых вагонов.

В конце 2015 года все права и обязательства ГП «Укрспецвагон» (так завод назывался с 1995 года) были переданы «Укразалізниці». Само же ГП реорганизовано в Панютинский вагоноремонтный завод. Завод занимается не только ремонтом, но и производством  новых грузовых вагонов. В 2017 году завод произвел более тысячи вагонов, в 2018-м – более полутора тысяч, в 2019-м – ни одного.