В Украине очень зарегулирована разрешительная система постановки иностранных иммигрантов на учет, отсутствует система привлечения и распределения рабочей силы.

Об этом рассказал в интервью эксперт по вопросам миграции Андрей Гайдуцкий.

За прошлый год в Украине вид на жительство (ВНЖ) получили всего примерно 23 тысячи иностранцев, а разрешение на работу — еще меньше. Ежегодная потребность Украины в иммигрантах — минимум 1% от населения, то есть 370–400 тысяч, а с учетом демографического кризиса и отрицательного миграционного сальдо потребность в иммигрантах составляет 500–600 тысяч человек.

"Украине нужно было этим заняться 10–15 лет назад, а если точнее, сразу после расширения ЕС. Тогда усилилась эмиграция из ЕС-10, соответственно, все соседние страны активизировали свои политики по привлечению украинцев. Кто-то — "национально-подрывными" методами по примеру Венгрии, когда венгерские паспорта выдавались прямо в Украине, кто-то — рыночными, упрощая условия для местного бизнеса в трудоустройстве иностранцев, как это сделали Польша и Чехия. Уже тогда Украине нужно было упрощать условия иммиграции иностранцев, выставлять четкие требования к квалификации и уровню дохода иммигрантов, проводить селекцию по привлечению трудовых ресурсов из разных групп стран", - сказал Гайдуцкий.

Эксперт предупредил, что сейчас Украине нужно пройти то, что Польша уже прошла, которой в начале этого пути пришлось нелегко.

"Представьте, каким было сопротивление политиков-популистов, если еще в 2005 году Польша привлекла всего девять тысяч новых иммигрантов, а в 2010-м — уже 155 тысяч. Это ж нужно было сделать так, чтобы люди сразу заняли рабочие места, а не на вокзалах сидели. Польша к этому на регуляторном уровне готовилась. Поэтому не зря польская экономика растет быстрее, чем в среднем по ЕС. Кто-то скажет, что рост Польши был обусловлен финансовыми дотациями ЕС, например на инфраструктуру. Это — правда, но только кто-то должен был осваивать эти средства, выполнять подряды. И это делали, в том числе украинцы, потому что миллионы поляков выехали дальше в страны ЕС-15. Поэтому если Украине сейчас дать крупные средства на масштабные проекты, то их просто некому осваивать в установленные сроки", - добавил Гайдуцкий.

В 2017 году было несколько случаев в Украине, когда инвесторы, построив новые заводы, не могли запустить их на протяжении полугода из-за того, что не получалось набрать персонал.

В вопросе квалификации иностранных мигрантов эксперт говорит, что все зависит от самой Украины. Гайдуцкий советует упрощать условия иммиграции иностранцев, но и выставлять четкие требования к желаемой квалификации иммигрантов и сумме средств, которые они должны привезти с собой. Кроме того, нужно проводить селекцию по привлечению трудовых ресурсов из разных групп стран.

Гайдуцкий предложил посмотреть на канадский опыт есть отлаженная система формирования ежегодных планов по притоку иммигрантов, и где все заинтересованные в иностранцах подают свои заявки в местные органы власти, которые передают информацию Министерству по делам иммигрантов, беженцев и гражданства. Ведомство уже формирует трехлетний Vision Action Plan, на основе которого создают трехлетний Immigration Levels Plan, где четко расписана и разбита по группам ориентировочная потребность страны в иммигрантах.

Эксперт утверждает, что мелкие и средние предприниматели из числа мигрантов могут создать в Украине тысячи рабочих мест, в том числе для украинцев, и тем самым уменьшить темпы выезда украинцев за границу.