Предприятие производит товары народного потребления, которые реализуются под определенной торговой маркой. На данный момент эта торговая марка нами официально не зарегистрирована. Стоит ли проводить ее регистрацию и какие преимущества она дает?

Наше предприятие производит товары народного потребления, которые реализуются под определенной торговой маркой. На данный момент указанная торговая марка нами официально не зарегистрирована. Стоит ли проводить ее регистрацию и какие преимущества она дает?

На сегодняшний день в условиях рыночной экономики, как свидетельствует практика, маркетинговая политика предприятия определяет приблизительно 40-50 процентов успеха его деятельности, особенно это касается товаров и услуг народного потребления, и именно торговая марка играет в этом процессе одну из важнейших ролей. При условии превышения производства товаров и оказания услуг над спросом потребителей определяющую роль в рыночной конкуренции играют факторы распознаваемости, индивидуализации товаров и услуг определенного предприятия от тождественных товаров и услуг другого производителя — как гарантия приобретения товара с определенными характеристиками, признаками, качеством и т. д. В условиях острой конкуренции именно торговая марка служит тем ориентиром, на основании которого потребители в основном и определяются в вопросе выбора приобретения товара определенного производителя среди однородных товаров.

Торговая марка (или знак для товаров или услуг) — это знак, с помощью которого потребители отличают на рынке однородные товары или услуги одного предприятия от другого.

Кроме данной функции, торговая марка (знак для товаров и услуг) выполняет и следующие:
— указатель происхождения товара или услуги (производителя);
— показатель определенного качества товаров и услуг;
— рекламирование данного товара и услуг.
Торговая марка в какой-то степени является лицом предприятия, выделяющим его товары и услуги на рынке, что создает предприятию определенный имидж, авторитет его деловой репутации.

Указанные характеристики имеют непосредственную ценность и могут быть оценены материально, поэтому остро встает проблема их защиты от нарушения со стороны конкурентов.

Права на торговую марку относятся к правам интеллектуальной собственности, отличающейся от материальной собственно информационной природой ее объектов.
По законодательству Украины имущественные права на торговую марку устанавливаются (за редкими исключениями) только в случае проведения ее официальной регистрации. В отсутствие таковой владелец торговой марки не будет иметь возможности ни реализовать имущественные права, ни их защитить. К имущественным правам интеллектуальной собственности на торговую марку относятся:
1) право на использование торговой марки;
2) исключительное право разрешать использование торговой марки;
3) исключительное право препятствовать неправомерному использованию торговой марки, в том числе запрещать такое использование.

Только в случае официальной регистрации торговой марки лицо получает указанные имущественные права и возможность их защиты от нарушения другими лицами.
Фактически торговая марка представляет собой определенный капитал, который работает на своего владельца благодаря рекламе товара или услуг посредством рекламы именно торговой марки.

Указанные имущественные права имеют значительную материальную ценность и могут быть отчуждены либо путем предоставления другим предприятиям прав на использование уже известной на рынке торговой марки, либо путем передачи всех прав на ее использование.

Как следует из вышесказанного, преимущества от официальной регистрации торговой марки весьма значительны и имеют решающее значение в вопросе защиты инвестиций, вложенных в нее предприятием.