В последнее время нашествие так называемого модного веяния завладело умами нашего молодого поколения. Всевозможные неформальные движения, радикальные организации тесно вошли и переплелись с нашей культурой. Особое место в ней заняло искусство татуировки.

Результат налицо: то, что раньше было презираемо и порицаемо, теперь стало модным кичем, престижем, обязательной путевкой в мир всего модного, современного, продвинутого. Насколько же это безобидное явление? Что хорошего в татуировке? Какие негативные последствия могут быть после нанесения рисунка на кожу? 

К истории вопроса 

Техника татуировки оставалась неизменной на протяжении тысячелетий. Лишь с развитием мореплавания и началом европейской экспансии на другие континенты произошли коренные изменения. Татуировки перекочевали от аборигенов с практически первобытным устроем жизни и атаковали просвещенную Европу и даже заразили азиатов. 

Первоначально для создания татуировок использовались колючки различных растений, кости рыб и животных. За последние двести лет технология тату существенно изменилась. Современные техники татуировки начали развиваться после изобретения в 1891 году электрической машинки для создания тату. 

США стали центром влияния в дизайнах татуировки, особенно с распространением листовых образцов американских татуировщиков. Навигационные, военные, патриотические, романтичные и религиозные мотивы теперь подобны в стиле и примерах во всем мире. Характерные национальные стили ранних годов 20-го столетия вообще теперь исчезли. В 19-м столетии освобожденные американские преступники и британские армейские дезертиры были идентифицированы татуировками, заключенные сибирских тюрем и нацистских концентрационных лагерей были тоже маркированы. В 20-м столетии многие члены уличных банд и участники банд мотоциклистов часто идентифицируют себя татуированием. В течение 19-го столетия татуирование имело короткую моду среди обоих полов в английском высшем свете. Интерес к татуированию снизился во многих незападных культурах, но европейское, американское и японское татуирования подверглись возобновлению интереса в 1990-х. 

От женских «фенечек» до драконов 
Существует несколько основных видов татуировок. При так называемом традиционном стиле нательной живописи на тело накалываются бабочки, якоря, мелкая символика, женские «фенечки». Этот стиль называется поп-артом и характеризуется отсутствием ярко выраженной индивидуальности. 

Кельтский стиль в последнее время все больше завоевывает популярность у представителей молодежи и являет собой своеобразную плетенку: хитросплетение иголок, листьев, цветов, с добавлением звериных мордочек. 

Восточная культура, сделав свой вклад в мировое развитие, не могла обойти стороной и древнее искусство тату. Отличительной чертой этого стиля является масштабность: рисунки покрывают торс (без живота) до локтей и заканчиваются на бедрах. При наколке рисунка на тело применяется множество мелких мотивов, интенсивных красок, чтобы подчеркнуть рельеф мускул. Соски и пупок в таком направлении тату используются как око дракона или центр цветка. Основной прием — волна. 

Менее традиционный, но не менее популярный — новозеландский стиль. Он наиболее противоречивый, можно даже сказать — шокирующий. Одним из самых интересных и нигде больше не встречающихся является новозеландская татуировка Моко. Эта тату состоит из множества линий, которые складываются в специальный орнамент. Делается она на лице. Техника исполнения совмещает татуировку и шрамирование, так как краска заносится в разрезы на коже. Именно поэтому Моко часто сравнивают с резьбой по дереву. Древний воин, имеющий Моко, находился в привилегированном положении. После смерти его голову хранили как племенную реликвию, в то время как тело того, кто не имел Моко, бросали на съедение животным. 

Среди современных стилей различают тату-брэнды. В этом виде тату на кожу наносятся логотипы любимых футбольных команд, фирм, организаций. 

Шрамы украшают мужчин? 

Главный и самый ненормальный с любой точки зрения метод — скарификация или шрамирование. Если простое тату хоть и вызывает негативные эмоции у многих людей, но все же хотя бы частично принимается, то, пожалуй, шрамирование вызывает лишь отвращение и непонимание практически у подавляющего большинства человечества.
Шрам для каждого нормального человека — это увечье, неприятные ощущения, ведь каждый из нас старается не показывать свои недостатки. И хотя, как говорится, шрамы украшают мужчин, но банальное вырезание узоров по телу, как по дереву, шокирует, а у некоторых даже вызывает брезгливость. Делают шрамирование при помощи скальпеля или лезвия. Выпуклость и форма шрамов зависят от разрезов. 

Если резать прямо, шрамов почти не видно — остаются только тонкие полосочки на коже. А если под углом и на определенную глубину, то получается выпуклый рисунок, что, в общем-то, экстремальным людям и нужно. Для получения коллоидных (размытых) шрамов на свежую рану льют уксусную кислоту. Оказывается для того, чтобы выглядело пострашнее. 

Моральное уродство или изысканное эстетство? 

Еще в прошлом веке татуировка была распространена лишь среди уголовников и моряков. Сейчас, согласно соцопросам, каждый третий молодой человек в возрасте до 20 лет задумывался, а не сделать ли ему тату. Иначе его попросту не поймут в компании: не сделаешь, значит, ты не модный. 

Это невольно напоминает и другой, не менее болезненный порок общества. С некоторых пор представители «нетрадиционной ориентации» тоже стали модными в определенных кругах. Оказывается, то, что порицается церковью и людьми традиционной ориентации, стало модным, даже престижным. И дело тут не в самой татуировке. Она была всегда, но вот какая она была и кто ее делал? Наш народ ведь не аборигены каких-то диких островов без признаков цивилизации, там татуировки имели ритуальный смысл, ведь там язычники. У нас же и во времена язычества не было принято делать татуировки. 

Надо признать, что за последние годы татуировки стали неотъемлемыми атрибутами современности. Сейчас все больше говорят, что прогресс несет с собой новые ценности. Вот только как разобраться, какие ценности нам навязывают извне, а главное — зачем? К сожалению, наше общество всегда было склонно впитывать все самое худшее, доводя это до абсурда. То, что на западе принимается сдержанно, мы принимаем со всей широтой славянской натуры. С татуировкой случилось то же самое. Мы снова переборщили. 

Сейчас тату делают все: от 6-летних детей, которых приводят очумелые родители, до 80-летних пенсионеров, начитавшихся бульварных журналов и решивших тряхнуть стариной. Об этом рассказывают в местных салонах, которых в нашем городе открылось немало. В общем, добро пожаловать в посткоммунистическую страну, заглатывающую и впитывающую все пороки и недостатки на ходу. 

Однако татуировочных дел мастера признаются: выводить рисунки со своих тел приходят люди не реже, чем наносить тату. Как правило, юные создания поддаются веянию моды, а через несколько лет прибегают со слезной просьбой избавить от злосчастного рисунка. Впрочем, и это для татуировщиков хорошо: работа по пятновыведению стоит дороже, ведь нанести проще, чем вывести. 

Методы удаления татуировки включают дермабразию, пересадку кожи, пластическую операционную хирургию и лазерную операционную хирургию. Все такие методы могут оставлять шрамы. 

Татуирование мужчин и женщин стало фешенебельным наряду с возрождением внимания за уходом тела. Хотя имеются религиозные возражения к этой практике. А то, что количество тех, кто делает, и тех, кто выводит, практически равно, указывает лишь на одно: татуировка — лишь временная прихоть, рано или поздно вкусы и мировоззрение человека меняются, друзья, подтолкнувшие к такому шагу, часто оказываются ненадежными и забываются. И только нелепая, часто безвкусная, сделанная в кустарных условиях татуировка неизгладимой картиной из какого-нибудь боевика остается на теле навсегда.

Позиция церкви
Протоиерей Олег Боровлев, руководитель отдела миссионерства, катехизации и религиозного образования при Харьковской епархии УПЦ: 

— Думаю, не открою ни для кого секрета, если скажу, что церковь отрицательно относится к тому, что человек наносит на свое тело какие-либо изображения либо калечит себя. В Ветхозаветном писании есть прямой запрет делать надрезы на своем теле или делать изображения: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь [Бог ваш]» (Книга Левит, 19 глава, 28 стих). Или вот еще: «Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы получили от Бога, и вы потому не принадлежите себе? (Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе, глава 6, стих 19).
Христиане отрицательно относятся к такому явлению, когда человек пытается изменить, даже изуродовать, тот образ, который он получил от Бога. Не сомневаюсь, что люди, которые считают себя православными, не будут делать на своем теле татуировок и надрезов. В последнее время очень настораживает то, что среди молодежи пропагандируется культ татуировки. Всевозможные наклейки, переводки, по сути, ребенок с ранних лет лепит на свою кожу изображения... и таким образом укореняется во мнении, что в этом нет ничего страшного. Нужно отметить, что очень часто татуировки наносятся не просто так, они являются определенным атрибутом языческих культов либо каких-то социальных слоев. Опять-таки каждый христианин должен понимать и помнить, что он ходит под Богом и должен слушаться его заповедей.

Мнение врача
Олейник Ирина Александровна, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник отделения дерматологии инфекционных и паразитарных заболеваний кожи института дерматологии и венерологии АМН Украины:
— Татуировка — это процесс нанесения химического состава на кожу. Естественно, что во время такой процедуры повреждается кожный покров. У каждого кожа разная, вот почему и процесс татуировки все люди переносят по-разному. Для кого-то это опасный и, что немаловажно, болезненный процесс. Для других нет, так как их болевой порог существенно меньше. Возраст тоже влияет. Но главное: при несоблюдении мер безопасности существует риск заразиться сифилисом, СПИДом, вирусом гепатита С и В. Не будем исключать и такое опасное заболевание, как пиодермия (группа острых и хронических, поверхностных и глубоких воспалительных заболеваний кожи, вызываемых гноеродными микроорганизмами). Также нельзя делать тату людям, у которых наблюдаются псориаз, пузырный дерматоз (отслоение эпидермиса), красный плоский лишай. Иногда даже вирус простого герпеса ставит под угрозу здоровье, а иногда и жизнь человека. Человек должен быть абсолютно здоров, чтобы делать татуировку. Ведь после такой опасной процедуры можно повредить и организм человека. Особенно трепетно нужно относиться к коже лица, так как именно там находится наибольшее число нервных окончаний. Любое неправильное движение — и человек рискует получить повреждение не только кожи, но и внутренних органов, причем иногда эти повреждения очень серьезны. Что касается шрамирования — этого нового метода, то это, конечно, ужасно, ни один человек в здравом уме не захочет получить себе увечья уровня, сравнимого с операцией. Сейчас многие люди, делающие тату, так или иначе возвращаются, приходят к нам и просят вывести. И далеко не всегда это возможно сделать полностью, особенно если химический состав вошел глубоко под кожу. А тут еще уровень мастеров оставляет желать лучшего. Большинство делают татуировки в кустарных условиях, без специального оборудования, вот и выходит вред и угроза жизни человека.