«Войцек». Так называется спектакль по пьесе Георга Бюхнера, премьера которого готовится в Харьковском государственном академическом театра имени Т.Г. Шевченко. Эта постановка обещает стать одним из необычных спектаклей шевченковцев.
Во-первых, перевод пьесы был сделан самим Лесем Курбасом, пытавшимся осуществить постановку еще в 1927 году. Во-вторых, «Войцек» — режиссерский дебют актера театра Александра Ковшуна. И, наконец, в-третьих — это одна из самых интригующих пьес мирового репертуара, никогда не ставившаяся в Украине. Впрочем, обо всем по порядку.Мир хижинам! Война дворцам!
Имя Георга Бюхнера мало о чем говорит любителям театра. Хотя у себя на родине он не менее популярен, чем Шиллер. Будучи студентом, изучавшим биологию и медицину и проявляющим интерес к политике и философии, он по поручению кружка радикально настроенных студентов составил прокламацию, адресованную крестьянам с призывом к восстанию. В этой листовке и появился впервые знаменитый сегодня лозунг: «Мир хижинам! Война дворцам!»
Полиция схватила одного из друзей Бюхнера с экземплярами только что отпечатанной листовки. …По доносившимся слухам, арестованного на допросах зверски истязали. Эти слухи, кроме гнева, рождали в Бюхнере сознание собственного бессилия и ощущение вины. Эти чувства и вылились в разрозненные куски драматургических произведений.
Всего он написал три пьесы. Последнюю, «Войцек», он писал в 1836 году. В то время ему было 23 года. Через год он умер от тифа. Пьеса осталась во фрагментах (по одним сведениям, 27 фрагментов, по другим — 24), не предполагавших какого-либо порядка. Ее обнаружили и опубликовали в 1879 году.
Справедлив ли приговор?
В основе драмы — реальные события, взятые драматургом из газетной хроники. 46-летний парикмахер из Лейпцига Иоганн Кристиан Войцек убил свою возлюбленную из ревности. После двух экспертиз, доказавших вменяемость убийцы, его публично казнили на площади. После этого долгие годы между юристами и медиками тянулся долгий спор о справедливости приговора. Камнем преткновения в споре стал вопрос о психической вменяемости Войцека.
Бюхнер считает поведение парикмахера следствием его попыток разобраться в законах жестокого мира. Найти объяснение своему страху перед ним. Фрагментарная, неупорядоченная, экспрессивная и малопонятная (можно сказать, символичная или многозначная), эта пьеса со времен своего опубликования пользовалась неизменным спросом.
Внеплановый спектакль
Только в Германии пьеса ставилась более сотни раз. На одном из спектаклей, поставленных Рейгардом, во время своего путешествия по Германии побывал и Лесь Курбас. Вернувшись в Харьков, он сразу же включил «Войцека» в план постановок. Понимая, что после того как с текстом пьесы ознакомится репертуарная комиссия Наркомпроса, он не получит разрешения на ее постановку, Курбас и директор театра Николай Дацкин, чтобы заблаговременно не предоставлять текст пьесы в Наркомпрос, ни в одном документе не упоминают ни автора, ни названия пьесы. Писали: «готовится внеплановый спектакль».
Поэтому судить о Курбасовской постановке можно только по отрывочным воспоминаниям актеров. Вот как описывает работу над спектаклем готовивший роль Войцика Иосиф Гирняк: «Спільна праця з постановником почалась над сценами Войцека з його дружиною. З перших хвилин співпраці виявилась абсолютна професійна безграмотність та непідготованість дебютантки до тих вимог, що ставились перед таким театром, як «Березіль». Режисер мобілізував увесь свій педагогічний хист на те, щоб допомогти їй засвоїти основи акторської поведінки і тривання в дії взагалі і з партнером зокрема. Клопіт дебютантки був у тому, що вона, мріючи про театральну діяльність, попала в «Березіль», не бачивши жодної вистави його. Не познайомившись з методою і школою мистецького керівника цієї институції. Під час кількаденного перебування Курбаса у Львові дружина редактора «Біла» Федорцова звернулась до нього с проханням прийняти її до свого театру. Курбас, очарований зовнішністю любительки театрального мистецтва, запросив її приїхати в Україну. Софія Федорцова за згодою свого чоловіка це і зробила. В товаристві Володимира Бловацького вона приїхала прямо до Одеси на підготовчий період до осіннього сезону. Щоб оправдатися самому перед собою за такий поспішний недогляд, Курбас вирішив прикласти всіх зусиль и підготувати аматорку до успішної роботи у відповідальній ролі».
Долго скрывать название «готовящейся премьеры» не удалось. Комиссия Наркомпроса пришла на просмотр еще не законченного спектакля и запретила продолжать работу над ним. Курбас долго отстаивал пьесу, но затем поутих. Почему? Да потому, что Войцек легко узнаваем в «Народном малахии», репетиции которого шли параллельно с Войцеком.
Пьеса Бюхнера притягивает странной недоговоренностью и напоминающей киносценарий фрагментарностью, дающей свободу для трактовки режиссерского замысла. Буквально через несколько дней зрители смогут высказать свое мнение о спектакле по нашумевшей во всем мире пьесе Георга Бюхнера.
Ведь харьковчане должны были получить такую возможность еще 80 лет назад, в 1927 году. Остается добавить, что зрители смогут увидеть премьеру на экспериментальной сцене театра 10, 11 и 25 ноября.
НА ФОТО: Примерно такую картину застали работники Наркомпроса, внезапно нагрянувшие на репетицию.