Часто — увы, слишком часто — в литературных и окололитературных кругах нашего общества с тревогой обсуждается вопрос: куда идет культура украинского читателя, есть ли у нее будущее?

Изучив рейтинг продаж в наших книжных магазинах, можно сделать неутешительный вывод о том, что в первых строках этих рейтингов неизменно оказывается так называемая «массовая литература». Это и набившие оскомину «иронические детективы» Донцовой сотоварищи, и карманные любовные романы. На задворках рейтингов уныло плетется классика. Возникает извечный славянский вопрос: «кто виноват»? Издательства, печатающие не то, что развивало бы пресловутую читательскую культуру, или мы сами, покупающие то, что эту культуру тормозит?

Виноваты ли издательства в том, что в наших книжных магазинах лежит, в основном, «чтиво», то есть литература развлекательная, часто довольно низкого пошиба? Некоторые представители издательского бизнеса, в том числе и в Харькове, утверждают: да, книгоиздание — это бизнес и выпуск «чтива» — это хорошие деньги, сделанные на развлечении, и некоторые читатели, кажется, все еще не могут признать этот факт — книги не только учат прекрасному, доброму и возвышенному, не только формируют мировоззрение и духовный облик человека, чтение может быть и отдыхом — наряду с посещениями эстрадных концертов, кино и даже казино, а сами книги могут видеться таким же предметом потребления, как шоколадные батончики, жвачки и колы.

Многие книгоиздатели действительно подходят к книге как к товару и исходят из такой логики: заходя, к примеру, в супермаркет, мы знаем, какую часть продуктов мы возьмем для ублажения капризных городских вкусов, а какую — для нормального питания, ибо тот, кто ест только шоколад и жвачки, довольно скоро оказывается на больничной койке.

В отличие от медицинской аналогии, последствия потребления в большом количестве развлекательной книжной продукции и отказ от серьезной и полезной духовной пищи видны не сразу. Общее духовное и культурное обнищание нас еще ждет впереди (если общество не изменит свое отношение к книге). Живы еще поколения «советских книжников», воспитанных в духовной аскезе и предпочитающих серьезную книжку ТВ и всевозможной попсе, но вот на челе нашей молодежи, кажется, тревожные приметы духовного голодания уже заметны.

И все же хорошие книги еще выходят, хоть их и мало в наших книжных магазинах. Почему же книготорговые организации или издательства не занимаются «раскруткой» хороших авторов, не пытаются поднять интерес покупателей к этому товару? Ответ прост: книжные магазины занимаются торговлей. Издательства — выпуском книг. И только бедных авторов заботит вопрос — а что делать с книгами дальше?

Впору проводить читательские опросы — да только некому оплачивать пока их проведение. Книжные магазины этим не занимаются. А столбики цифр в бухгалтерских документах как раз и есть самый лучший показатель того, что такое хорошо, а что такое плохо. И что же в результате стало «хорошей книжкой»? Хорошая книжка — это «крутая» книжка, модная, чтоб писатель был известный, чтоб переплет красивый, и еще — чтоб по сериалу, который вечером по телику смотрим. Ну и дешевенькая, конечно.

Конечно, картина о сегодняшней судьбе книги нарисовалась довольно мрачная. Что может стать здесь лучом света? Ну, во-первых, современная отечественная литература. Да, да, ее рейтинг сейчас стремительно пополз вверх, талантливых авторов хватает, да и раскруткой они не гнушаются. Молодежь все больше идет в книжные магазины за книгами своих ровесников, а если учесть, что рядом с современными украинскими книгами на полках обычно стоит зарубежная классика «рідною мовою», то часто «за компанию» приобретается и она.

А во-вторых, надежда остается на коллективную генетическую память славян. Все же не верится, что народ, из которого вышли десятки гениальных писателей и который всегда славился своей начитанностью, окончательно придет к упадку читательской культуры.