В этом году жители первой столицы стали меньше пользоваться услугами городского электротранспорта — метро, трамвая и троллейбуса. Может быть, мы стали богаче и начали ездить исключительно на такси и новых собственных авто. Или, что более правдоподобно, обеднели и охотнее ходим пешком.

А может, шустрые маршрутки с водителями-камикадзе постепенно вытесняют традиционный неповоротливый городской электротранспорт.

Как сообщили корреспонденту «Вечернего Харькова» в Главном управлении статистики Харьковской области, объемы пассажирских перевозок городским электротранспортом уменьшились. По сравнению с прошлым годом в троллейбусах прокатилось на 17,5% пассажиров меньше, в трамваях — меньше на 6,8%. Услугами метрополитена не воспользовались 13,2 миллиона пассажиров, что меньше на 6,1%.

Тем не менее, утверждают статистики, показатель ежедневных перевозок городским электрическим транспортом остается почти неизменным на протяжении последних лет: около 1,5 миллиона пассажиров пользуются самыми популярными средствами общественного перемещения в пределах города. Общий объем перевозок трамваями с января по сентябрь этого года составил 87,4 миллиона пассажиров, троллейбусами — 83,8 миллиона. Метрополитен перевез 202,4 миллиона пассажиров — как платных, так и льготников.

Городской электротранспорт — самый доступный по цене и распространенности. Если на маршрутках водители жестко фильтруют льготников (что является нарушением закона), то в троллейбусах и особенно в трамваях, например, пожилые люди — неизменный контингент. С начала года наземным электротранспортом было перевезено 83,6 миллиона бесплатных пассажиров, что составляет 48,9% (почти половину!) от общего количества перевезенных КП «Горэлектротранс» харьковчан и гостей города.

Метрополитен с января по сентябрь этого года перевез 161,4 миллиона платных пассажиров. Кстати, харьковская подземка занимает второе место в Украине по количеству перевезенных пассажиров и по протяженности линий. Ее подземные транспортные артерии растянулись на 35,59 километра с остановками на 28 станциях, которые обслуживает 321 вагон.

Оплата за проезд в метрополитене, как известно, производится с помощью жетонов, обычных электронных и бесконтактных электронных карточек. Наибольшее количество платных пассажиров — 88% (или 142,1 млн. человек) — предпочитают пользоваться традиционными зелеными жетонами. Обычными электронными карточками воспользовались 16,9 миллиона пассажиров метро. Но скоро этот вид оплаты постепенно будет заменен — его вытеснят более удобные бесконтактные электронные карточки. В их преимуществе убедились с начала этого года 2,4 миллиона «продвинутых» пассажиров.

Среди них есть, естественно, молодежь. С начала года 14,4 миллиона студентов и учащихся профессионально-технических учебных учреждений воспользовались обычными электронными и бесконтактными электронными карточками с оплатой проезда в раз-
мере 50%.

Пассажиры КП «Горэлектро­транс» также предпочитают не связываться с постоянными проездными документами. Любителей разовых бумажных билетов-талончиков здесь оказалось больше половины — 67,1% от общего количества платных пассажиров (или 58,8 миллиона человек). Наверное, ищут они счастливые билеты, которые скрасят не только утомительные поездки из-за вечных пробок, но и добавят счастья в жизни. Постоянными проездными билетами (они разделяются на три вида: студенческие, гражданские и для предприятий) воспользовались 32,9% от общего количества платных пассажиров (или 28,8 миллиона пассажиров).

А вот сколько за отчетный период проскочило в общественном электротранспорте «зайцев», скрупулезные и дотошные статистики не сообщают. Как и то, стало ли любителей транспортной халявы меньше. Кстати, и за счет «сердобольных» предприимчивых кондукторов, которые не всегда «обилечивают» пассажиров в полном объеме.

СПРАВКА
Убыточные потому, что: с начала года наземным электротранспортом было перевезено 83,6 миллиона бесплатных пассажиров, что составляет 48,9% (почти половину!) от общего количества перевезенных КП «Горэлектротранс» харьковчан и гостей города.