Грузия — по языку, по культуре — куда более чужая для меня страна, чем, скажем, Белоруссия. Или Польша. Но сколько же любви к ней живет в сердце. Грузию нельзя не любить. За ее горы и море, за ее замечательные вина и прекрасных людей, за то, что родила она Тициана Табидзе и Фазиля Искандера, за то, что в ее земле нашел последнее успокоение гениальный Грибоедов...

На склонах Мтацминды
Прекрасная и гордая страна!
Ты отвечаешь шуткой на злословье.
Но криком вдруг срывается зурна,
И в каждой капле кислого вина
Есть неизменно сладкий привкус крови!

А. Галич

В 2004 году (а кажется уже — сто лет назад) в Грузии проходили парламентские выборы. На следующий день РИА «Новости» передало сообщение: «Наблюдатели ОБСЕ не удовлетворены ходом прошедших парламентских выборов в Грузии. «У людей отняли их конституционное право. Мы потрясены ходом парламентских выборов», — сказал действующий председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ, спецкоординатор по выборам в Грузии Брюс Джордж на пресс-конференции в Тбилиси. Госдепартамент США выразил глубокое разочарование итогами выборов, отметив, что они стали результатом массовых подтасовок. «Результаты не отражают волю грузинского народа, но вместо этого отражают массовые махинации в нескольких регионах Грузии», — сказал представитель Госдепартамента США Адам Эрели. И даже Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе признал, что на выборах были допущены массовые грубые нарушения.

Пресс-секретарь президента Грузии Каха Имнадзе заявил, что Тбилиси частично принимает критику со стороны США в связи с нарушениями, допущенными в ходе парламентских выборов в республике. Но президент Грузии Эдуард Шеварднадзе отметил: «Парламентские выборы в Грузии прошли демократично. Меня не интересуют мнения отдельных наблюдателей».

Оппозиция тогда отказалась участвовать в первом заседании парламента. Она ушла «готовить восстание». Как происходило «восстание», всему миру показало вездесущее ныне телевидение. Во время выступления Шеварднадзе в зале парламента появился, размахивая цветком розы, Михаил Саакашвили (на фото) и другие лидеры оппозиции в толпе своих безоружных сторонников, беспрепятственно пропущенные полицией и внутренними войсками.

Увидев толпу, охранники президента уволокли Шеварднадзе с трибуны. Двадцать человек с автоматами и ручными пулеметами окружали его после выхода из здания. Спустя какое-то время все они сели в четыре джипа и уехали. Парламент остался в руках оппозиции.
Но телевидение показывает нам только «картинку», внешний вид событий, не касаясь их внутренних движущих пружин. Оно ничего не говорит о том, что существуют политические схемы, безотказно срабатывающие всякий раз, когда общество попадает в их, в общем-то, нехитрый капкан.

Одна их них состоит в том, что бессовестность бизнеса и коррумпированность власти порождают волну массового протеста и эта волна на гребне своем выносит на политические высоты и высотки всевозможных радикал-популистов и их попутчиков.

Ведь гнев «большинства» — сила скорее злая, чем добрая. Ей надо, чтобы все свершилось просто и быстро. А просто ничего не бывает, без труда, как говорится, не выловишь и рыбку из пруда... Но эта сила вытесняет на политическую периферию тех, кого приводит в политику не оголтелое стремление взять в руки палку или жажда легкой наживы, а нормальное желание организовать совместную солидарную деятельность общества для блага всех, а не каких-то привилегированных меньшинств, как бы они не назывались.

Моральный авторитет, моральная правота в глазах «большинства» переходят к тем, кто берет на себя смелость опрокинуть действующую власть и переделить неправедно добытое. И тогда под восторги недалекой толпы на смену одной группе приходит другая, не такая «засвеченная», более «народная». И все возвращается на круги своя.

Приход к власти Михаила Саакашвили не принес счастья Грузии. Обещанные экономические успехи не состоялись. Не состоялись они в первую очередь потому, что Саакашвили и его администрация сумели вконец испортить отношения с Россией, ухудшив для грузинского бизнеса доступ на рынки России и к российским энергоносителям. Резко ухудшилась ситуация с правами человека, что было отмечено даже Конгрессом США. Это не может не вызывать протестов со стороны оппозиционно настроенной части населения. Особенно обострились эти протесты в связи с предстоящими в будущем году выборами парламента. Срок выборов — март. Власти назначили их на осень. Оппозиция требует досрочных выборов в апреле.

Почему так важны эти не­сколько месяцев? Дело не только в том, что таким образом создается прецедент незаконного продления сроков полномочий парламента. Один из лидеров правящей партии «Единое национальное движение», депутат парламента Гига Бокерия объяснил, что в этот период ожидаются важные, а также «содержащие опасность» события — это «саммит НАТО в Бухаресте, который очень важен для нас и всей Грузии, и выборы в России». Сюда надо добавить и то, что весной будет решаться вопрос о независимости Косово, могущий повлиять на грузино-российские отношения. Поэтому, пояснил он, «логично и приемлемо для всех перенести выборы на осень». То есть, понятное дело, связанные с этими событиями важные для страны политические решения старая власть желает решить по-своему и для этого продлевает свои полномочия, а оппозиция возражает.

Ускорителем событий послужил арест 28 сентября этого года одного из ближайших (в прошлом) сподвижников Саакашвили, двумя днями ранее выступившего с обвинениями в адрес президента страны и его ближайшего окружения. В частности, властям вменялись в вину заказные убийства, коррупционные сделки, давление на судебную власть и ряд других преступлений. Через несколько дней после ареста И. Окруашвили был выпущен на свободу под рекордный залог в 6 млн. долл. Экс-министр отказался от всех обвинений в адрес М. Саакашвили, а также заявил о временном отказе от политической борьбы по состоянию здоровья. 1 ноября была распространена информация об отъезде И. Окруашвили из страны. Официальные источники заявили, что политик покинул Грузию для лечения.
Однако, оказавшись в Мюнхене, он, извинившись за минуты малодушия в грузинской тюрьме, немедленно возобновил свои обвинения. «Я знаю, что когда делаю заявления, я рискую. Но я делаю это потому, что другого выхода у меня нет. Я не мог всю жизнь сидеть тихо. Я рискую своей семьей и друзьями. Но если с головы хотя бы одного члена моей семьи или друзей упадет даже один волос, я всю жизнь буду стараться отомстить Саакашвили, где бы он ни был. Твои дни, Миша, сочтены, поэтому я уверен, что скоро вернусь в Грузию, ибо я не собираюсь оставаться далеко от родины и просить политического убежища», — сказал он в обращении к соотечественникам.

Вечером 1 ноября объединенная грузинская оппозиция начала собирать бессрочный митинг под стенами парламента. Всю ночь в Тбилиси прибывали автоколонны со сторонниками оппозиции из регионов. Митинг начался на следующий день, 2 ноября, в 14.00 по местному времени. Один из лозунгов: «Грузия без президента». Власти довольно быстро согласились вести переговоры с оппозицией по ряду менее принципиальных вопросов, но на требование переноса сроков выборов ответили категорическим отказом.

В воскресенье вечером президент Саакашвили выступил по телевидению. Он назвал акцию протеста оппозиции «бездарной имитацией «революции роз». «Саакашвили, наверное, болен психически и неадекватен, так как оскорбил чувства народа, который четыре дня ждал его слов», — заявил по этому поводу один из лидеров оппозиции Звиад Дзидзигури. — «Сто тысяч человек стояли в холод на площади и ждали его слов, а он их обидел». В результате основной задачей нации для оппозиции стала отставка президента. 6 ноября в акции принимали участие уже более 100 тыс. человек…

P.S. Когда верстался номер, поступили сообщения, что тбилисская полиция разогнала митинг оппозиции и «освободила проспект Руставели для движения». Сама же полиция считает, что разгона не было, а было «вытеснение митингующих на тротуар».