Историю изучают по-разному. Можно долго, заумно и бесплодно размышлять о судьбах миров и цивилизаций, а можно полностью посвятить себя пристальному и кропотливому исследованию отдельно взятого факта или локального явления.

Тираж книги небольшой — 500 экземпляровПричем во втором случае исследователь не обязательно должен быть профессиональным историком. Достаточно хорошо знать и искренне любить свою тему, не жалеть сил и времени для ее изучения, трудиться не для «галочки» и не для «корочки». И тогда труд принесет хорошие плоды. 

Примером такого плодотворного труда, обогатившего историо­графию истории Харькова, стала вышедшая недавно книга «История харьковского конного трамвая. К 125-летию харьковской конки». Автору ее — Александру Федоровичу Ивченко в следующем году исполнится 80 лет. Историческими исследованиями он раньше не увлекался и книг не писал. 

Ибо занимался другим, не менее полезным и общественно важным делом. Александр Федорович — ветеран харьковского трамвая. Придя в Харьковское трамвайно-троллейбусное управление в мае 1944 года, он отдал ему 54 года жизни, пройдя путь от слесаря до заместителя начальника. Разработка и внедрение проектов улучшения работы городского электротранспорта, профсоюзная деятельность, работа в районных и городском советах нескольких созывов — этим списком далеко не исчерпывается опыт его профессиональной и общественной деятельности. Нашлось в этом опыте место и журналистике — Александр Федорович являлся внештатным корреспондентом киевской «Рабочей газеты» и «Харьковского электротранспорта», печатался в журнале «Прапор», сотрудничал и с «Вечерним Харьковом». В общем, в писательском труде Александр Ивченко не новичок. Отчасти поэтому его дебют в области написания исторической книги оказался успешным. 

«История харьковского конного трамвая» представляет ценность прежде всего тем, что является первой попыткой обобщающего исследования абсолютно неизученной темы. 
Несмотря на отраслевую специфику этой темы, в контексте зарождения и первого этапа развития харьковского общественного транспорта она представляет собой немалый интерес — как для профессиональных историков, так и для всех людей, интересующихся историей родного края. При относительно небольшом объеме в полсотни страниц книга удачно сочетает в себе собранный на основе широкого круга источников богатый фактологический материал, копии архивных документов, газетных публикаций, фотографии. Эти и другие материалы Александр Федорович собирал на протяжении пяти лет. Работал в областном архиве, изучал дореволюционную периодику в библиотеке, опрашивал харьковских старожилов — живых свидетелей и пассажиров конного трамвая и даже записывал семейные предания. Кроме того, существенную помощь в подготовке материала для книги автору оказал Народный музей харьковского коммунального предприятия «Горэлектротранс». 

История харьковской железно-конной дороги насчитывает почти сорок лет — от постройки первой линии в сентябре 1882 года до прекращения эксплуатации в 1919 году. Книга Александра Ивченко, помимо этого, охватывает почти 10-летнюю предысторию конки и рассказывает о вносимых в городскую думу первых предложениях по внедрению нового вида транспорта, о переговорах с инвесторами, обсуждении проектов в местных органах власти, заключении договоров, строительстве… Благодаря столь подробному изложению книга может рассматриваться и как источник по истории городского самоуправления и коммунального хозяйства. Немалый интерес представляют также сведения о повседневной жизни Харькова и харьковчан конца ХІХ — начала ХХ века. 

Книга была издана при поддержке Харьковского городского совета и харьковского городского головы Михаила Добкина. Поскольку тираж небольшой — 500 экземпляров, автор позаботился о том, чтобы его труд попал в крупнейшие библиотеки города. И сегодня «Историю харьковского конного трамвая» можно найти в государственной научной библиотеке им. В.Г. Короленко, центральной научной библиотеке ХНУ им. В.Н. Каразина, библиотеках академии городского хозяйства, Харьковского исторического музея и музея «Горэлектротранса».