Доллар зашатался. Чем это грозит?

Доллар зашатался. Чем это грозит?

Крупный экономист из Массачусетского технологического института профессор Лестер Сароу лет 15 назад выпустил книгу «Будущее капитализма». В ней содержится такое пророчество: «не имея в своем распоряжении иной руководящей идеи, кроме неуемного стремления к наживе, вся экономическая мощь системы может некогда обратиться в разрушительную силу, способную изнутри подорвать ее стабильность и создать в мире растущий экономический дисбаланс».

Как обмануть жулика 

Чтобы лучше понять природу нынешнего глобального экономического кризиса, можно вспомнить гениальную рекламу МММ начала 90-х, увенчанную заразительным идиотизмом Лени Голубкова и щедро оплаченную из мошеннических доходов господина Мавроди. 

Именно в те дни встретил я Лизу, жену моего приятеля, с которым давно не виделись.
— А мы процветаем! — весело смеясь, похвасталась она. — Вовка часто ездит в Москву и по пути в Белгороде покупает на почте акции МММ. В Москве он мгновенно продает их на бирже. Там они стоят намного дороже и в месяц у нас набегает долларов сто двадцать! Конечно, однажды он не сможет их продать, но пока — шикуем! 

Так что из жульнических пирамид «навар» качали не только их отцы-основатели. И мой приятель не обиделся на Мавроди, когда, приехав в один прекрасный день в Москву, обнаружил, что «любимая фирма» за ночь прогорела, и с легким сердцем выбросил ее акции в ближайшую урну. 

Вот почему, от всего сердца сочувствуя людям, потерявшим деньги потому, что их «кинул» Сбербанк, прохладно отношусь к тем, кто, соблазнившись обещанными быстрыми сверхдоходами, потерял деньги в пирамидах страховых компаний и трастов. Можно и нужно было понимать, что в этой азартной игре будет мало выигравших и много проигравших. 

Катастрофа произошла потому, что один человек принимал на себя перед многими финансовые обязательства, выполнение которых многократно превышало его возможности, да и желания. Но может быть и наоборот: многие тоже могут взять невыполнимые обязательства перед немногими, и тогда тоже произойдет финансовая катастрофа. Когда это один — он мошенник. А когда много? И особенно когда они чуть ли не из «трудящихся низов» — как их прикажете называть? К примеру, как в случае с ипотечным кризисом в США. Ну чем не массовое жульничество? Правда, деяние Мавроди подсудно, а спекулятивные финансовые операции на длинных трендах в экономике — нет. 

Что такое «ипотечный кризис»? 

В США много лет подряд росли цены на недвижимость. Сформировался заметный, как говорят, тренд, т.е. устойчивая тенденция. И тогда многие американцы (по-настоящему многие, массово!) стали брать в ипотечных банках кредиты на строительство жилья. Они не собирались становиться новоселами, потому что денег на погашение кредита у них не было, но они рассчитывали, что со временем их новые квартиры подорожают, они их продадут, отдадут кредиты, ну и… себе на глоток виски тоже останется! Пока умников было мало, так оно в общем-то и получалось, но когда они развелись в большом количестве и стали массово выставлять свое жилье на продажу, цены на него рухнули, а умники остались с носом. Это самый большой жилищный кризис за всю американскую историю. 

Но с носом (и со слезами на глазах) остались и банки, которым задолжали хозяева этих домов. Ипотечный кризис — это кризис невозврата кредитов недобросовестными заемщиками. 

Если бы это были миллионы или даже миллиарды долларов, американская экономика не только не покачнулась, но и не чихнула бы. Но объемы ипотеки США измеряются астрономической суммой — около $10 триллионов! И когда в такой сумме «заводятся черви», это чувствует вся глобальная экономическая система. Когда «качаются» 10 триллионов долларов, каждый отдельно взятый доллар падает, потому что падает доверие к нему. 

Эффект домино 
Такие события на рынке ипотечных кредитов влекут за собой массу негативных последствий. Падает потребительский спрос: людям, озабоченным возвратом огромных кредитов, не до покупок. 

Сенсацией стал финансовый отчет гиганта американского автопрома General Motors Corp., опубликованный до начала биржевой сессии, состоявшейся 7 ноября. Компания сообщила, что ее чистые убытки в третьем квартале составили 38,96 млрд. долл. по сравнению с чистыми убытками в размере 147 млн. долл., полученными за аналогичный период годом ранее. На этом фоне котировки акций General Motors обрушились на 6,1%. Но ведь всем понятно, что у GM дела не могут быть хуже, чем у всех. Поэтому по итогам торгов 7 ноября 2007 г. индекс Dow Jones обрушился на 360,92 пункта (-2,64%) — до 13300,02 пункта, индекс Nasdaq — на 76,42 пункта (-2,70%) — до 2748,76 пункта, а индекс S&P упал на 44,65 пункта (-2,94%), составив 1475,65 пункта. 

В минусе завершили торги бумаги крупнейших финансовых компаний США — Citigroup Inc. и Goldman Sachs Group Inc., которые подешевели на 4,8% и на 4% соответственно. Падением котировок до самой низкой отметки почти за пять лет — на 15,6% — отметилась компания Capital One Financial Corp., выпускающая кредитные карты. Поводом для значительного снижения стало заявление компании о том, что ее затраты, связанные с потерями по ссудам и безнадежными долгами, могут оказаться гораздо большими, чем ожидалось ранее, и достигнуть 5 млрд. долл. На этом фоне подешевели бумаги и других операторов кредитных карт. Так, котировки акций American Express Co. и Discover Financial Services опустились на 5,5% и на 5% соответственно. Подешевели на 6,7% акции American International Group Inc. (AIG), крупнейшей в мире по объему капитализации страховой компании. После завершения торгов компания сообщила о снижении чистой прибыли по итогам минувшего квартала на 27%. 

Все эти события предвещают дальнейшее падение доллара. Ему не помогли даже данные о том, что в третьем квартале нынешнего года американская экономика росла неплохими темпами. Он продолжает падать. 

Пусть падает, лишь бы не разбился 
Несмотря на значительное падение доллара, вызывающее перераспределение мировых ресурсных потоков, финансовые аналитики единодушны: не стоит ожидать чего-то драматического, вроде долларового дефолта. Тем не менее все стремятся избавиться от долларов, мир живет в ожидании реструктуризации валютных резервов странами, имеющими большие запасы «зеленых». 

В конце 60-х годов прошлого века французы при генерале де Голле погрузили всю свою долларовую наличность в самолет и повезли в США, чтобы потребовать, так сказать, покрытие. Тогда американцы пообещали попросту сбить самолет, и его вернули в Париж. Сейчас мир не тот. Однако резкое падение доллара не выгодно никому. Если разразится финансовый кризис, нарушится сложившийся в мировой экономике хрупкий баланс, начнется паника и последствия ее предугадать невозможно. Вплоть до фрагментации создававшейся долгие годы глобальной экономической системы и ее отката назад. Поэтому рассматривается вариант «мягкой посадки» доллара на приемлемо низкий уровень.
Менее всего от этого процесса пострадают страны, еще не успевшие занять свое место в международном разделении труда и потому слабо представленные на высокотехнологичных мировых рынках. В их число попадает и Украина. Нет, как говорится, худа без добра. 

На этой успокоительной ноте можно было бы поставить точку. Но не дает покоя подоплека ипотечного кризиса. Как и процитированные слова Лестера Сароу, предупреждавшего, что основные проблемы ХХI века — не научные и не экономические. Это проблемы личной человеческой совести и морали, так и не решенные ХХ веком.