О курении и его вреде среди медиков говорится очень много, особенно в кардиологии. Практически каждая статья, каждый научный доклад, каждый комментарий специалиста, посвященные лечению и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, упоминает отказ от курения как необходимую составляющую мероприятий по модификации образа жизни. И вместе с тем специалисты считают, что эту проблему поднимают явно недостаточно.

Действительно, обычно лишь вскользь упоминают о курении, акцентируясь на более важных, с точки зрения автора, сообщения, проблемах. О том, чем опасно курение, каковы современные патофизиологические представления о его значении для организма, насколько убедительны экспериментальные и клинические данные, раскрывающие вред курения, мы задумываемся редко, а еще реже — доносим эту информацию до наших пациентов. Последствия очевидны: значительная часть общества курит, невзирая на рекомендации, которые им дают врачи, в том числе курят и сами медики. Чем чревато такое легкомысленное отношение к курению? 

Среди курильщиков больше сердечников 

Многие врачи, которые занимаются вопросами сердечно-сосудистой патологии, активно рекомендуют своим пациентам отучаться от этой привычки. Курящий человек подвергается значительно более высокому риску сердечно-сосудистых заболеваний, хронической патологии дыхательных путей, рака легких, губы. Отказ от курения резко улучшает прогноз жизни для человека любого возраста и пола. 

Особое внимание на себя обращает курение в контексте кардиоваскулярной патологии. Курение — независимый фактор риска инсульта, инфаркта, обструктивных заболеваний периферических артерий. Курение опасно как в качестве первичного фактора риска, так и для развития осложнений на фоне уже сформировавшихся хронических заболеваний. 

Кроме того, если пациенту с инфарктом миокарда назначено адекватное современное лечение, но при этом пациент продолжает курить, то эффективность назначенной терапии снижается примерно на треть. 30% — это огромная цифра. При такой серьезной патологии кардиологи всего мира сегодня с большим трудом добиваются снижения абсолютного риска на 1-2%, для этого в практику внедряются дорогостоящие препараты, проводятся масштабные исследования, постоянно пересматриваются рекомендации и стандарты.
В то же время только отказ от курения дает колоссальное преимущество не только в отношении предупреждения инфаркта, но и для его лечения. 

Опасно не только активное, но и пассивное курение. Когда в конце 90-х в одном из регионов США впервые была внедрена очень жесткая политика запрета курения в общественных местах, уже в 2001 г. в этом регионе было отмечено уменьшение риска инфаркта миокарда на 30% — это касалось всего населения, а не только курильщиков.
В последние годы было показано, что предупреждение «пассивного» курения имеет такие же позитивные последствия, как и прекращение активного. Эти поразительные результаты говорят о чрезвычайном значении борьбы с курением, причем не только для тех, кто курит, а для всего населения в целом. 

О пользе никотина 
Но почему же в прессе нередко звучат посылы о пользе никотина? Никотин в экспериментальных исследованиях действительно демонстрировал ряд положительных эффектов: тонизирование нервной системы, улучшение процессов заживления, стимуляция ангио­генеза, выброса стволовых клеток. Однако эти эффекты проявлялись в экспериментах на животных, и полученные экспериментальные данные абсолютно не коррелируют с клиническими и эпидемиологическими исследованиями у людей. 

У людей вредные эффекты как самого никотина, так и дыма и продуктов горения, попадающих в дыхательные пути, приоритетны. Курение достоверно определено как независимый фактор риска сердечно-сосудистых осложнений и ряда других серьезных заболеваний. Дело в том, что никотин из временного стимулятора в короткие сроки начинает играть противоположную роль — подавляет процессы заживления, ухудшает микроциркуляцию, прооксидантный стресс приводит к прогрессирующему поражению сосудов. 

Мифологизация курения 

Очень много в последние годы курящих женщин. У таких женщин раньше наступает менопауза, а, как известно, за пять лет после наступления менопаузы женщины «догоняют» мужчин по выраженности атеросклероза и прогрессированию сердечно-сосудистой патологии. 

Таким образом, курение заметно омолаживает кардиологические проблемы среди женщин. Кроме того, курящая женщина подвержена значительно более высокому риску онкологической патологии: кроме рака молочных желез и шейки матки, которые свойственны женской популяции в целом, для них справедлив также очень высокий риск рака легкого и рака губы, развитию которых способствует курение. 

В качестве аргумента «за» люди нередко упоминают курильщиков, которые курят всю жизнь и не страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Есть и курящие долгожители. Да, действительно, не у всех курильщиков развиваются опасные для здоровья проблемы. Однако риск в пересчете на популяцию — очень высок и его нельзя не учитывать. Реализация неблагоприятных эффектов курения обусловлена целым рядом факторов, включая особенности генотипа. Особенно катастрофические последствия курение приносит в случае, если у человека есть еще и наследственная предрасположенность к нарушению синтеза оксида азота. 

Специалисты лаборатории генетики в Институте физиологии НАН Украины в течение 6 лет занимались генетическими исследованиями у больных, перенесших острый коронарный синдром. При этом особое внимание обращали на генетическую предрасположенность к недостаточному синтезу оксида азота. Результаты исследований оказались поразительными: обнаружено, что у курящих лиц с таким наследственным дефектом имеет место нарушение функции эндотелия, а риск инфаркта миокарда выше в 4-5 раз. 

Этот генетический полиморфизм встречается не так часто — примерно в 16-20% случаев, однако в пересчете на всех больных их «вклад» в структуру заболевае­мости инфарктом выглядит значительно. И хотя от неполадок в генотипе никто из нас не застрахован, а проверка их наличия еще не скоро станет рутинной диагностической процедурой, мы можем резко снизить вероятность их реализации в тяжелое заболевание простым отказом от курения. 

Есть еще один миф о «пользе» курения: существуют данные о том, что курящий больной с инфарктом миокарда легче его переносит, чем некурящий. Это действительно так, но какова цена этого «парадокса курильщика»? Дело в том, что если инфаркту суждено развиться, то у курящих это происходит в среднем на 10 лет раньше. Таким образом, у курильщиков инфаркт в среднем развивается в возрасте 50-54 лет. А поскольку инфаркт у более молодых лиц обычно протекает легче в силу известных причин (меньше сопутствующей патологии, лучше функциональное состояние сердечной мышцы), складывается такая парадоксальная ситуация, что якобы у курящих лечение инфаркта легче, а ближайший прогноз лучше. 

На самом деле «заработать» инфаркт в более молодом, обычно вполне трудоспособном возрасте — удовольствие сомнительное. К тому же выживший пациент после инфаркта подвержен высокому риску повторных сердечно-сосудистых катастроф, поэтому ни качество жизни, ни отдаленный прогноз такого человека не оставляют поводов для оптимизма.