В минувшие выходные в Харьковском государственном академическом театре имени Т.Г. Шевченко сыграли премьеру спектакля по пьесе Георга Бюхнера «Войцек». Хотя эта пьеса и принадлежит к числу самых постановочных пьес мирового репертуара, но в Украине поставлена впервые. Этот спектакль стал режиссерским дебютом Александра Ковшуна, хорошо известного зрителям как актера-шевченковца.

Фрагментарная, неупорядоченная, экспрессивная и малопонятная (можно сказать, символичная или многозначная) пьеса со времен своего опубликования привлекала внимание многих театральных деятелей.   
«Войцек» принадлежит к тем пьесам, которые сами выбирают себе театр и постановщика

Так, в 1921 году австралийский композитор Альбан Берг по сюжету Бюхнеровского «Войцека» написал оперу, которая впервые прозвучала со сцены в 1925 году в Берлинском оперном театре. По словам режиссера спектакля Александра Ковшуна, «Войцек» принадлежит к тем пьесам, которые сами выбирают себе театр и постановщика. 

— Львовский режиссер театра Леся Курбаса Владимир Качинский собирался ставить эту пьесу в Харькове и предлагал мне роль Войцека, — рассказал Александр Ковшун. — Но постановка не состоялась. Пьеса оставалась у меня. Я увлекся этим материалом и получил добро на постановку от художественного руководителя театра Степана Пасечника. Вокруг собралась команда — и вот результат. 

Некоторая недоговоренность и фрагментарность пьесы (состоит она из 27 разрозненных эпизодов) оставляет режиссеру свободу для толкования собственного замысла. 
Воспользовавшись этой эпизодичностью, Александр Ковшун не только сумел внести в театральное действо кинематографическую условность, но и органично дополнить ее видеокадрами современных событий. В потоке по-киношному быстро меняющегося действия, обрушивающегося на зрителей из разных концов зала (спектакль поставлен на экспериментальной сцене), присутствует магия, заставляющая внимательнее следить за происходящим. Применение видеопроекции не только подкрепляет происходящие на сцене события, но и подчеркивает актуальность действия, делает его современным. Как в хорошем кино, в актерском исполнении прослеживается еще один план — исторический. Образ Марии (Светлана Февралева) напоминает Мэрилин Монро, Капитана (Степан Пасечник) — Сталина, а Доктора (Александр Ковшун) — Гитлера. 

Для молодого актера Андрея Бориса Войцек — своеобразный экзамен: первая его крупная роль. По словам Андрея, работа шла трудно, но постепенно он смог до конца понять свой персонаж. Понимание помогло актеру сыграть историю маленького человека снаружи и большого внутри. По словам Александра Ковшуна, премьера — это не окончательный вариант спектакля. Режиссер вместе с актерами еще продолжает работу над ним. В технике исполнения в мизансценах творческий коллектив продолжает искать новые обобщения и параллели. Хотя спектакль воспринимается зрителями неоднозначно, но все они едины в одном: первая режиссерская работа Александра Ковшуна бесспорно является творческой удачей.