Во время обеда, организованного его друзьями, он встал и вышел в сад. Вскоре гости увидели, что он что-то копает. «Что вы копаете?» — спросили его. — «Могилу копаю. Пришел мой час», — ответил он. Когда люди разъехались, он поднялся к себе в комнату, надел все чистое и лег на кровать.

Когда наутро домашние, обеспокоенные его отсутствием за завтраком, поднялись в комнату, его уже не было с ними. Он ушел в лучший мир, навсегда оставшись в сердцах друзей и памяти человечества, которому он служил всю жизнь. Так 29 октября 1794 года на Харьковщине, в Ивановке, закончил свое странствие длиною в жизнь философ Григорий Сковорода. 

Таланты 

Как ни удивительно, но долгое время мы не знали даже, когда он родился. Только в 1922 году (через 200 лет после рождения) удалось установить, что появился будущий философ на свет 22 ноября 1722 года в селе Чернухи, на Полтавщине, в бедной казацкой семье. Его матерью была, как значится в документах, Пелагея Сковородыха, а отцом — Сава, или Савка Сковорода. 

Мы можем только предполагать, что первоначальное образование будущий философ получил у дьячка одной из церквей, а затем — в приходской школе, где уже в семилетнем возрасте проявил недюжинные способности и, по словам современника, «был склонен к богочтению, дарованием к музыке, охотою к наукам и твердостью духа». Пел будущий антирелигиозный бунтарь в церкви, с радостью ходя на службы. 

После школы (в 12-летнем возрасте) в 1734 году мальчик едет в Киев и поступает в Киево-Могилянскую академию. Здесь Сковорода освоил греческий, латинский, польский, немецкий, древнееврейский языки, быстро превзойдя успехами своих сверстников.
Между тем по России, в поисках талантливых певцов путешествовали представители столичной Придворной певческой капеллы. Они прослушивали певчих в Глуховской школе, Харьковском коллегиуме, других городах. Дошла очередь и до Киева. Их взгляд привлекли вокальные данные Сковороды. В 1741 году, согласно царскому указу, Сковорода вместе с другими талантливыми студентами отправляется в Петербург в Придворную капеллу, выступавшую, помимо церковных служб, на всех императорских торжествах двора императрицы Елизаветы. Три года провел в столице Российской империи Григорий, получив образование, дававшее ему право стать регентом хора. Ему предлагали остаться в Петербурге. 

Будущий дипломат — «свиная голова» 
Но он отказывается от выгодного предложения. В 1744 году, воспользовавшись приездом императрицы в Киев, он уволился из хора и начал учиться, на сей раз в классе философии.
Но Сковорода не был бы Сковородою, если бы снова не сорвался с места. Как только непоседливый ученик узнал, что генерал Ф. Вишневский отправляется с миссией за границу, Сковорода постарался в нее устроиться благодаря знанию музыки и языков. И в 1745 году устраивается как переводчик и певчий в миссию генерала. За время путешествия он побывал в Венгрии, Австрии, Словакии. Вернувшись осенью 1750 года на Родину, он поступает преподавателем пиитики в Переяславский коллегиум. 

Но его новаторство в этой области — он старался, чтобы она была проще и понятнее для учащихся — вызвало недовольство со стороны епископа Никодима Сребницкого, и, после конфликта с ним был выгнан из училища. Он снова едет в Киев и учится в богословском классе академии. Но, несмотря на перспективы духовной карьеры, он отказывается от нее.
Прикинувшись сумасшедшим, в январе 1754 года, бросив учебу, он становится домашним учителем в селе Ковраи, обучая Василия Томару — будущего дипломата. Но и тут возник конфликт — отцу мальчика не понравились некоторые «педагогические методы» Сковороды. Например, ему не понравилось, что учитель назвал его сына Василия свиной головой. 

Так что гордость отца, а также прямодушие и конфликтность Григория привели к разрыву отношений, и безработный Сковорода в 1755 году едет в Переяслав, а оттуда — в Москву. Туда ехал его приятель Калиграф. Знакомясь с русской культурой, побывал Сковорода и в Троице-Сергиевой лавре. Ему и здесь предлагали остаться преподавать. Но он отказался и вернулся в Переяслав. Тем временем и старший Томара сменил гнев на милость и вновь пригласил его учителем к сыну. Теперь наш герой задержался на месте аж на 4 года. Именно здесь и начинается его поэтическое творчество. 

Харьковская страничка: любовь и философия 
В 1759 году Сковорода переезжает в Харьков для преподавания поэтики. Активно занимается литературной деятельностью. Отказавшись от высокого сана, он навлекает на себя гнев епископа и уходит из коллегиума. Вернувшись в училище через год, он преподает синтаксис и греческий язык. В это же время он знакомится с одним из первых своих последователей — М. Ковалинским. Но ввиду прихода нового епископа начинаются интриги, и Сковороде по окончании 1763-1764 учебного года приходится уйти из училища из-за интриг нового учителя риторики Н. Шванского при поддержке ректора И. Базилевича.
В то же время он резко отказывается от предложения соучеников по академии идти в монастырь. Причем делает это настолько грубо, что оскорбляет своих друзей. Вскоре еще одно предложение — харьковский губернатор Щербинин приглашает его на госслужбу. Но что там служба, если, по легенде, в эти годы он отказывается и от семейного счастья, отказавшись от девушки, которую полюбил. 

История эта произошла в Валках в 1765 году. Он поселился тогда в семье пасечника Семена Салки, вылечил его жену, прославившись как врач. Затем влюбился в дочь хозяина. И… сбежал из-под венца. Эта история вполне могла повлиять на его творчество. Во всяком случае письма и некоторые произведения могли выйти из-под пера автора, именно благодаря ей. 

В эти годы он поднимает философские проблемы. Его интересует только то, что «совершенствует душу». Возвращается к преподавательской работе он только в 1768 году по приглашению губернатора Щербинина, когда при коллегиуме открываются добавочные классы. Но его курс лекций по богословию вызывает недовольство. Среди недовольных — и его бывший соученик по академии, епископ Белгородский Самуил Миславский.
Покинув коллегиум в 1769 году, Сковорода более не занимает официальных должностей и становится странствующим философом. Отныне его жизнь связана с Харьковщиной. Это период расцвета философа. Высокий, в сером байковом сюртуке, с дорожной палкой, торбой с немногочисленными пожитками и флейтой в руках, он путешествует по любимой Слобожанщине, редко надолго задерживаясь на месте, пишет философские трактаты и стихи. 

Узнав от Ковалинского о близком ему по духу и похожем на него внешне философе Мейнграде из Лозанны, он с 1775 года начинает подписывать свои сочинения Григорий Сава Сковорода Даниил Мейнгард. Во многих местах, где он бывает, возникают кружки его последователей — в Липцах и Гусинке, Бабаях и Харькове, Белгороде. Он останавливается и у друзей — у Каразина в Кручике, у Квиток на Основе, у Захаржевского в Великом Бурлуке, у Капнистов в Великой Обуховке. Побывал он также в Острожске, в с. Гужвинском, Изюме. 

Итог 
Весной 1794 года, преодолевая болезни, дальность пути и ненастье, он совершает переход в Хотетов на Орловщине к Ковалинскому. Побыв у него около месяца, философ совершает последнее свое земное путешествие в Ивановку. Здесь он и скончался в октябре 1794 года, завещав похоронить его на одном из возвышенных мест имения. Спор о том, успел ли он исповедоваться священнику перед смертью, продолжается и ныне. 

Своей жизнью Сковорода приблизил создание Харьковского университета. Во всяком случае, как пишет Г. Данилевский: «Дело Каразина, открытие университета кончилось так легко, потому что в 1803 году первые среди подписавшихся помещиков на беспримерную сумму в 618  000 рублей серебром для основания университета были большей частью или ученики, или короткие знакомые и друзья Сковороды». 

А уже ради этого одного стоило жить.