На одном из домов по проспекту 50-летия ВЛКСМ появилось объявление, написанное от руки печатными буквами: «Люди! Внимание! В нашем дворе живет убийца и потрошитель! Он по ночам зверски убивает кошек! Утром их находят с распоротым животом…» И снова — кошки… Что ж, пора ответить на вопрос: кто и почему убивал этих животных во все времена?
Огнем и мечомА заканчивалось вышеупомянутое объявление призывом: «Психопата надо найти и остановить! Ведь следующей его жертвой может стать человек! Время действовать ради нас самих!»
Почему стремится защитить невинных зверьков автор объявления — понятно: потому, что он человек разумный.
Мы же разберемся с варваром — выясним, в какие времена уходит корнями злодеяние, так неожиданно проявившееся в Харькове сегодня.
Казалось бы, мы знаем о маленьком, давно одомашненном животном, все. Между тем еще Киплинг заметил: «Самое дикое из всех диких животных — кошка!»
Мы привыкли думать о ней примерно так: «Своенравная индивидуалистка, испокон веку блаженствующая подле нас». На самом же деле путь кошки к сердцу человека был мучительно долог и тернист: на долю ни одного другого существа не выпало столько страданий (по причине невежества человека), сколько досталось кошке. Кажется, у людей не существовало более лютого врага, чем этот пушистый зверек, изводимый с лица земли подобно исчадию ада.
Народные предания выводят черта в образах крота, дракона, обезьяны, собаки, кошки… На последнюю, как правило, сваливали все грехи люди, не выдерживавшие пыток инквизиции. Считалось, что ночью ведьма разоблачалась, натирала себя жиром новорожденного младенца, седлала кочергу или метлу, прихватывала козла или кошку и вылетала задом наперед через трубу на шабаш. Точное число жерв охоты на ведьм неизвестно, но только лишь в Германии были уничтожены сотни тысяч человек. А вместе с ними гибли и животные, подозреваемые во зле. Да разве только кошки? Приговаривали даже… рыб!
Но самой большой трагедией для кошки было уродиться черной. Ни одного процесса против колдунов не обходилось без этого «исчадия ада». Доказательством вины служили светящиеся во тьме глаза и ночные прогулки по крыше. На самом же деле на бессловесную тварь просто сваливали все человеческие злодеяния — так было удобнее. Вероломство людей при этом не знало предела: иногда кошке специально отрезали белые кончики ушей или хвоста, чтобы превратить ее в «сатанинское животное», то есть иметь возможность свалить на нее ответственность за все беды: от неурожаев до болезней.
Во Франции, Фландрии и Германии женщины под пытками сознавались, что принимали облик черных кошек, чтобы наводить порчу на сограждан. Те охотно верили в дикие истории, усиливавшие страх и разжигавшие ненависть к животным. Уничтожая кошек, церковь как бы боролась против демонов.
Жители городка Ипра во Фландрии отличались своей любовью к животным. Этого не мог потерпеть правитель Бодуэн III, установивший в 962 г. «среду для кошек»: во время второй недели поста трех живых кошек сбрасывали с высокой башни замка. Эта экзекуция просуществовала вплоть до 1817 года. Но уже в 1938 г. жители Ипра возродили дикий обычай, правда, заменив теперь живую кошку на плюшевую. Этот «праздник» существует там и поныне!
В городах и деревнях Германии в XVII в. кошку, олицетворявшую Иуду, в святую пятницу сбрасывали с колокольни. В Польше в первый день поста с башни сбрасывали сумку с живой кошкой и пеплом. Однако животное, благодаря гибкости, сохраняло шанс выжить, потому более «радикальным» методом посчитали сожжение.
В ряде районов Германии, а также в Турции женщину, нарушившую супружескую верность, связывали и помещали в мешок вместе с кошкой. Последняя, приходившая в неистовство от ударов палкой, царапала и кусала неверную. Когда «игра» успевала поднадоесть, мешок с пленницами бросали в «очистительный» огонь…
23 июня, в день святого Иоанна, костры полыхали во многих городах Франции. В центре Гревской площади в Париже устанавливали столб: наверху крепилась бочка, наполненная двумя дюжинами кошек. Раскладывались поленья, ветки и охапки сена, которые поджигались на глазах у веселящейся толпы. Поджаривавшиеся животные издавали жуткие крики. Иногда бочка открывалась и бедняги, спасаясь от жара, цеплялись за столб, но задыхались в дыму и падали в огонь. Короли и духовенство присутствовали на церемонии. Принцы самолично разжигали костер!
Казни осуществлялись под надуманными предлогами. Например, во Фландрии, чтобы избавиться от привидений, по всей округе собирали бездомных кошек, которых забрасывали камнями, а затем шпарили кипятком! После эдаких «манипуляций» даже привидения не рисковали появляться…
В Англии и Германии женщин подвергали пыткам лишь за то, что они осмеливались… приютить и накормить кошку.
Только во второй половине XIX в. травля стала постепенно уменьшаться, но и тогда в царской России, в отдаленных ее уголках, практиковалось жертвоприношение: выбранную по жребию жертву живьем закапывали в землю вместе с кошкой. А в окрестностях Москвы привязанную к соломенной кукле кошку топили в реке. И была толпе после этого удача…
В России и Польше считалось, что у черной кошки «дурной глаз». Детям запрещалось с ней играть, чтоб не отняла память. Черную кошку живьем закапывали на пшеничном поле, чтоб «обеспечить хороший урожай». В России XVII — XIX вв., когда свирепствовала холера, у въезда в деревню заживо хоронили 8 кошек, чтобы избежать несчастья.
Да что там! В США в начале XX в. (!) закапывали мертвую кошку неподалеку от деревни, чтобы у жителей не было… бородавок. А во Франции даже в наши дни кладут дохлую кошку под яблоню, которая перестала плодоносить…
И уважать себя заставить!
Но кошек травили и проклинали не везде — совсем иная участь была у них в Египте, Японии и Китае.
В Египте это животное почиталось как священное. Две с половиной тысячи лет назад враги Египта использовали сей факт в сражениях. Прендпринимая атаки на египтян, воины персидского царя Камбиза в качестве лат и щитов использовали… кошек. Их просто несли на руках! А так как для египтян была невероятна даже мысль применить силу против божества, персы беспрепятственно продвигались вперед. За убитую (даже при вынужденных обстоятельствах) кошку египтянина приговаривали к смерти.
Геродот писал: «В Египте при пожаре никто не занимается тушением огня — все заняты спасением кошек!» Когда кошка умирала, многочисленная семья египтян погружалась в глубокий траур, все сбривали брови в знак печали по усопшей.
Ее тело бальзамировали, заворачивали в разноцветные покрывала, на мордочку надевали деревянную маску. Церемония прощания проходила на огромном кошачьем кладбище, насчитывавшем миллионы захоронений!
Из Египта, колыбели мурок, их вывоз был строжайше запрещен — под угрозой немедленной казни. И все-таки они были тайно вывезены в Азию по причине прозаической: являлись хорошими мышеловами.
Первые прирученные киски появились в Китае в 206 г. до н.э. В Японию они были завезены значительно позже, причем вначале это были исключительно белые особи. Когда наконец в Японии появились и черные зверьки, им стали приписывать способность приносить человеку… счастье и излечивать от болезней. В Стране восходящего солнца кошку выбирали с учетом красоты, а в Китае ценилась способность к охоте.
Хорошая кошка-охотник считается ценным достоянием китайской семьи. В городах кошку держат на привязи или цепляют к ней достаточно тяжелый груз — чтоб не убежала. В народной медицине для лечения бронхита глотают сожженные до порошка кости кошачьего черепа, настоянные на спирте.
Забавно утверждение китайцев: самые умные киски высчитывают местонахождение грызуна, производя на земле… арифметические вычисления!
Преступников китайцы презрительно называют «крысами», а солдат и офицеров уважительно именуют «котами».
Когда в Японии ведущей отраслью стало производство шелка, полчища мышей стали изводить шелковичных червей. Кошки исправно воевали с мышами, пока императорский двор не посчитал: эта черная работа благородной кошке не к лицу. Повелели повсеместно заменить избалованную любимицу… статуями кошки — полагали, что для «глупой» мыши достаточно знать, что кошка «где-то рядом». Когда затея провалилась, всю вину, как водится, свалили на мурок.
Поистине, глупость человеческая не имеет предела.
…Кошка привыкла гулять сама по себе. Она не пленница, не социально активное, но независимое существо, которому приходится жить под одной крышей с нами. Но при этом абсолютно беззащитное созданье обладает почти таким же, что и человек, статусом! Как же ей удается заставить себя уважать?!
Если на кошку накричать, она поворачивается к хозяевам спиной и… высокомерно отказывается их замечать. Более того, даже не откликается на имя! Действительно ли это — демонстрация холодной надменности, вызванная обидой?
Нет, на самом деле человек для нее — огромное существо. Вот для того, чтобы не видеть глаза рассерженного хозяина, киска и отворачивается. С одной стороны, она «отключается» от нависшей угрозы, а с другой — «сохраняет лицо», то есть дает себе возможность оставаться на месте. Таким образом, она убеждена, что ее прямой взгляд не будет расценен как вызов.
Подобное поведение диктуется не обидой, а холодным расчетом — на собственную безопасность. Но такое, продиктованное инстинктом самосохранения, поведение помогает кошке лишь при общении с человеком разумным. К великому сожалению, таковым не является мракобес, поднявший сегодня руку на это Божье создание.
…Знаете, о чем обычно думает кошка, уютно расположившись на подоконнике? «Настанет день, когда человек прозреет и распахнет свое сердце для любви».
Конечно, когда-нибудь этот светлый день настанет… Но как же мучительно долго зверькам приходится его ждать!