Что нового можно сказать сегодня о причинах распада СССР, щадя самолюбие и нервы наших ветеранов, к которым я отношу и самого себя? Но при этом хотелось бы попытаться докопаться до истины: так это была империя Добра или Зла?

Американский ученый за сохранность СССР 

Крах СССР, как и многие люди, я встретил без особого восторга. Его можно было предвидеть, но все-таки причины его гибели до сих пор вызывают споры. Поэтому большим нонсенсом не только для меня явилась работа профессора Нью-Йоркского университета Стивена Коэна. «Вопрос вопросов», почему не стало Советского Союза? 

Главное, о чем до сих пор пишут новые советологи на Западе и их единомышленники в Украине — что СССР «лопнул», так как в основе этой страны была некая внутренняя «порча», априори обрекавшая Союз на неминуемое фиаско. Создана целая теория про семь десятилетий государства с безжалостным античеловеческим строем. 

Но вот, представьте, американский профессор Коэн на это отвечает, что СССР мог быть легко перестроен без ломки существующего строя, сохранив национальную социалистическую систему, социальные права и гарантии, государственную форму собственности в сочетании с рыночной экономикой, что было сделано, например, в Китае и дало эффективный результат. 

«Ничего нельзя найти в литературе и о нереформированности советской экономики», — говорит Коэн. Хотя в стране был экономический кризис, но люди работали и получали зарплату, а нефть и газ были гарантиями выхода из кризиса. СССР убила политика, а не экономика — вот вывод ряда специалистов Запада, который разделяет Коэн. Жизнь в СССР имела и минусы, и плюсы. 

Империю разрушил «имперский центр»? 

Главным было то, что военно-стратегическая доктрина СССР имела самоубийственную задачу — превосходить в военном отношении все остальные страны мира. В эпоху застоя было построено 450 атомных подводных лодок. Почтовые ящики были повсюду. 

Что же касается старой песни, что «все империи обречены на распад», то Коэн утверждает, что в СССР не существовало эксплуатации союзных республик и их «оккупации». Какая империя? Развитие и благосостояние союзных республик осуществлялось во многом за счет России. Об этом много написано. А разрушил империю «имперский центр» в Москве, который захватил с ходу Борис Ельцин. 

Роль других факторов и лиц-героев драмы весьма второстепенна. С. Коэн полагает, что общесоюзная экономика, министерства, военные и силовые структуры в принципе могли обеспечить сохранность СССР как страны. 

Миллионы рабочих и колхозников были недовольны горбачевскими преобразованиями, пустыми полками в магазинах. Как ни странно, часть интеллигенции и даже партийная элита явились некой силой, расшатывающей советский строй. Они хотели иметь еще больше, чем имели, и жить, как богачи на Западе. Именно они как агенты влияния и развалили СССР. А несмотря на увлечения масс идеями демократии и рынка, никакой антисоветской революции в стране по существу не было. 

«Более 80% граждан СССР в начале 90-х годов были против рыночного капитализма», — утверждает Коэн. Даже во время августовского путча 1991 года 99% населения Москвы оказались совершенно глухи к призывам Ельцина поддержать его и выжидали, как говорят англичане, «куда кошка прыгнет». Огромную дестабилизирующую роль сыграла активная деятельность Б. Ельцина, который рвался к власти не считаясь ни с чем и круша все на своем пути. 

Главный вывод Стивена Коэна: основной причиной гибели СССР была или случайность, или субъективные действия отдельных лиц, что, по сути, то же самое. 

Плюсы и минусы 
Правда, С. Коэн обошел в своей работе антисоюзные выступления в прибалтийских республиках, Грузии, имевшие место накануне распада. Ничего не сказано о внешнем влиянии на процессы развала. По понятным причинам он не упомянул роль США (ЦРУ) в процессах, прошедших в Германии и Восточной Европе. Советский коммунизм пал в первую очередь в результате тотального проигрыша в соревновании двух систем. Ясно, что это произошло только под напором извне, поражения в холодной войне. 

Другое дело, что распад СССР избавил нас от многих иллюзий: всеобщего вранья, глобального насилия, мирового атомного противостояния... Однако мы привыкли перечитывать историю с конца, отталкиваясь от уже известного. Не было бы в истории человечества Советского Союза, не было бы и завоеваний западной демократии.
Сегодня во Франции приватизируют многое из того, что было национализировано в свое время из-за опасения победы социализма во Франции. Об этом сказал недавно президент Франции Н. Саркази. О ценах на жилье, питание и одежду, какие были в СССР, можно только вспоминать. 

Как признал недавно в одном из своих выступлений президент В. Ющенко, в 60-е годы прошлого века украинцы были среди лидеров по продолжительности жизни. Сегодня они на предпоследнем месте в Европе, продолжительность жизни сократилась на 6 лет. Но ведь эти самые 60-е годы — это расцвет проклятого тоталитаризма и засилье советской власти. 
Получается, что при той власти украинцы жили долго и счастливо, а теперь стали вымирать как динозавры. При таких темпах вымирания к 2050 году нас только 35 миллионов останется. А ведь продолжительность жизни прямо зависит от социальной политики. 

Поэтому роль Советского Союза в мировой истории не исчерпывается его победой над фашизмом. Либерализм и марксизм — это все-таки дети человеческого прогресса. Современные стандарты демократии и прав человека требуют поддержки обществом власти. В СССР это было, хотя и оспаривается многими сегодня. Поэтому отождествлять сталинизм как античеловеческий режим с небывалым еще в истории человечества государством — СССР — в принципе неверно. 

И все же империя Зла 

Тем не менее, возвращаясь к сталинизму. Его ужасов, конечно же, отрицать нельзя. Обещанный большевиками добровольный и радостный труд вылился в самую крупную систему рабочих лагерей. Обещанное братство всех народов земли было заменено строжайшей изоляцией страны от остального человечества. Рабочие вместо заводов обрели обязанность работать на государство, а крестьяне — трудодни в колхозах, и при этом им не только не дали землю, но отобрали и ту, которая была у них. Коммунизм как идеал, как мечта, великолепен, но почему тогда пели в песне «… и как один умрем в борьбе за это»? Только в 1937 году за «контрреволюцию» были арестованы 1 345 000 человек, из которых 681 000 расстреляли, а 115 000 погибли под пытками или в лагерях. 

Н. Хрущев в своих «Воспоминаниях» писал: «Ни следствия, ни прокурора, ни суда, ничего не было, просто тащили людей и убивали». До последних дней существования советской власти велась жесточайшая борьба с врагами народа, диссидентами, националистами. Партийная и советская верхушка обновлялись помногу раз. И все это в обстановке небывалого морально-политического подъема, на страже которого постоянно стояли чекисты. 

Прокуратура РФ представила в 1991 году в Верховный совет России суммарное число жертв сталинских репрессий — 50 114 267 человек. То, как Сталин бросил во вторую мировую войну советский народ, является самым кровавым из его преступлений. Результат — ему досталась Польша, ГДР, Венгрия, Югославия, Румыния, Болгария, Чехо­словакия, Китай, половина Кореи, половина Вьетнама, Куба. Чем это кончилось, хорошо известно. Коммунизм не прижился — за редким исключением. Это что, случайность или закономерность? 

Во времена «застоя» сохранилась гремучая смесь коммунистической идеологии со старыми геополитическими замыслами. Объектами экспансии СССР стали Юго-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток, Африка, Афганистан, Центральная Америка. Сущностью холодной войны оставалось непримиримое противостояние под лозунгом построения иной, альтернативной капитализму цивилизации. Возможно, если бы СССР не полез в схватку за господство в мире, он остался бы цел. 

Историю делает его величество Случай, писал Станислав Лем, о чем нам и напомнил С. Коэн, но после того как Железный Феликс на стальном тросе повис над Лубянской площадью в 1991 году считать развал Советского Союза только случайностью некорректно. Коммунистическая идея, безусловно, имеет право на существование, но все говорит в пользу того, что коммунистический режим был действительно кровавым и антинародным. И этого забывать нельзя будущим поколениям. 

Сейчас угасание коммунистической идеи в мире напрямую связано с уменьшением рабочего класса, ростом его благосостояния во многих странах. Такое понимание сущности распада СССР в какой-то степени объясняет невидимую связь между октябрем 1917 г. и судьбой всего Советского государства. Вот таков итог противостояния социализма и капитализма. Скажут ли Китай, Куба и Венесуэла последнее слово в этом соревновании, покажет время.