Не помогают ни штрафные санкции, ни запреты.

Вот все же полюбил наш народ шаурму. Иначе как объяснить тот факт, что даже после показательного рейда городской комиссии, развернувшей борьбу с незаконными шаурмистами, ларьки с шаурмой продолжают оставаться массовой достопримечательностью нашего города? 

В редакцию позвонил харьковчанин и сообщил: на привокзальную площадь массово завозят ларьки с шаурмой. Затем начали звонить и другие наши читатели, обеспокоенные тем, что повсюду стоят ларьки с продуктом, громогласно объявленным нон грата городской комиссией по благоустройству и санитарному состоянию города. 

Моя твоя не понимайт 
Проехав по городу, в этом нетрудно было убедиться. Шаурма благополучно продается повсеместно. На привокзальной площади действительно, как ни в чем не бывало, находятся три ларька. Попытки проверить, имеют ли право они там находиться, привели к не­ожиданным результатам. Приблизившись к первому ларьку и начав разговор с торговцем шаурмой, сразу натолкнулись на стену языкового барьера. Мужчина среднего возраста, визуально не славянской внешности, достаточно четко мог ответить только на вопросы «почем» и «сколько», на все остальные лишь неумело отвечал, что он ничего не понимает, или — «будь ласка». Причем это слово он повторял постоянно, не без гордости за свое «щире» украинское произношение. 

То же самое произошло и возле второго ларька с шаурмой. Правда, там продавцы были более агрессивными и выдали больше информации: попросили прекратить расспрашивать и задавать «неудобные вопросы». После такого теплого приема, признаюсь честно, подходить к третьему «оплоту защиты прав всех обиженных товарищей шаурмы» не очень-то и хотелось. Но так уж и быть. 

К счастью, здесь работники оказались хорошо владеющими языком. Правда, на вопросы о том, сколько они там будут стоять и имеют ли разрешение на продажу этого вида быстрой закуски, ответили просто: «Сколь нам скажут, сколько и будем. Нам сказали, мы продаем. У нас есть нужные документы, когда будет время, мы их покажем». Ну что ж, спасибо и на том. 

Кому разрешено торговать шаурмой? 
После такого рейда без комиссии осталось выяснить, кому же принадлежат эти злополучные ларьки. Продавцы не сказали, но можно было прочитать: на одном большими буквами красовалась надпись «Восторг», причем точь-в-точь такая же, как и у супермаркета «Восторг», работающего в нашем городе. 

Пришлось обратиться к руководству этой продовольственной сети. На вопрос, продают ли они шаурму, сначала главный бухгалтер решила, что это шутка, но, поняв серьезность вопроса, прокомментировала: «Да мы даже не знали, что такие ларьки с такой надписью существуют. Мы никакого отношения к торговле и, в частности, к ларькам с такой надписью не имеем. Слово «Восторг» — это зарегистрированный бренд, и никто не имеет права его использовать, конечно, мы будем разбираться, вот сейчас мы будем направлять туда свою комиссию».

Второй ларек носил надпись «Чарли». Туда мы тоже обратились и получили такой ответ: «Да, у нас все в порядке с документами, нам разрешено торговать шаурмой и все разрешительные санитарные документы у нас есть. Нам их выдали, поэтому мы смело и торгуем». 

С третьим ларьком оказалась загвоздка. Опознать его не удалось даже по внешним данным: надпись «Чай и бутерброды» ни о чем не говорила. По такому следу узнать, чья же это контора, невозможно. А вот в городской СЭС нам сказали, что они никаких документов, разрешающих продавать шаурму, не выдавали. Вот и приехали. Выходит, в Харькове все ларьки с шаурмой работают без разрешения санслужбы? 

А кому они мешают? 
И тут я вспомнил, что ларек с надписью «Восторг» видел и в районе станции метро «Пролетарская». Эх, забыл предупредить об этом руководство супермаркета. Но, возвращаясь вечером домой, к радости и удивлению я увидел, что ларька этого там уже нет. Не исключено, что это последствия выезда комиссии от одноименного супермаркета и руководство «лжевосторгов» подсуетилось, убрав все свои шаурмистые точки. А может быть, это просто мистика. 

Ну что же, будем ждать, пока комиссия или его величество случай доберутся и до Южного вокзала, и до других стихийных точек. Вот только неясно, почему это нельзя сделать одновременно повсюду. Милиции и техники в нашем городе хватит. А то с такими темпами до конца следующего года не уберут и половины этих ларьков. Или, в худшем случае, каждый убранный ларек будут ставить в другом месте. Наблюдая за моими исследованиями, один из харьковчан, тут же покупавший излюбленное блюдо, заметил: «А кому они мешают? Люди хотя бы могли перекусить». Да, бесспорно, закусочные и фастфуды должны быть, но они должны существовать по правилам и с соблюдением всех санитарных норм. А когда они не соблюдаются, как, впрочем, и очень многое в нашей стране, это же ненормально. 

Так есть ли разрешения? 
Начальник управления коммунального хозяйства горисполкома Виктор Китанин: «Главный государственный санитарный врач города ни одного разрешения на торговлю шаурмой не давал. Мы обяжем руководство железной дороги в установленном законом порядке заниматься контролем над торговыми точками, которые находятся на их территории».