Культура

  • 3610
  •  / 

Аркадий Инин в Харькове

Аркадий Инин в Харькове
Как по лени становятся юмористами, как проникнуть во ВГИК без блата, за что стоит пожалеть женщину — об этом и о многом другом поведал журналистам наш земляк, маститый кинодраматург Аркадий Инин.
Лень — двигатель прогресса 

— Родился в Харькове 3 мая 1938 года. Мама — инженер-гальваник, отец ушел на фронт и погиб буквально в начале войны — в октябре1941 года. После школы поступил в Харьковский политехнический на электромашиностроительный факультет. Инженером быть не хотел. Просто мама — инженер, ну и я пошел. Окончил институт с красным дипломом. Не понимаю, за что я его получил, — как на духу признается Аркадий Инин. — Я до сих пор не понимаю, почему ток идет по проводам. (Кстати, юморист наверняка сильно преувеличивает: он был вполне успешен в своей специальности и собирался идти в аспирантуру. — Авт.) 

Никаких наклонностей к писательству в детстве не наблюдалось, признается Аркадий Инин. Первый опыт сочинительства — поздравительные стихи к 70-летию Иосифа Виссарионовича, которые Инин написал в седьмом классе. Но писательский дебют все же состоялся, и Аркадий Яковлевич объясняет случившееся исключительно природной ленью. На первом курсе политеха студентов, как водится, отправили в колхоз. Убирать на полях кукурузу совсем не хотелось, и Инину удалось отвертеться: он записался в агитбригаду. 

— Агитбригада ездила по колхозам и развлекала наших братьев, которые стояли на рядках в позе для мытья полов. Я не играю на инструментах, не танцую и не пою, поэтому записался на конферансье. Туда же записался еще один прохиндей — сейчас известный кинорежиссер Валерий Харченко. Для того чтобы конферировать — нужно было писать себе тексты. Валера вообще двух слов связать не мог. Про Валеру постоянно спрашивали: почему он вместо слова «хвост» говорит «фост», в то время как ему прекрасно удается произносить «хвакт» вместо «факт»? 

В агитбригаде Аркадий Инин начал писать и сатирические частушки: председатели колхозов просили не только объявлять номера, но и продернуть доярку, подоившую не ту корову, или алкаша-тракториста, утопившего трактор. 

— Там же, в агитбригаде, познакомился и с будущей женой, которая тоже не хотела убирать кукурузу. Она сама ничего не умела, потому что пела в квартете, — характеризует «вторую половину» юморист. 

Потом на базе агитбригады организовали студенческий театр в ХПИ при Дворце студентов: организовывали знаменитые весенние вечера, капустники. Аркадий Инин стал популярен. Тогда пришла эпоха «голубых огоньков», КВН, и юмористу стали заказывать тексты. 

Как поступить во ВГИК без блата 
После ХПИ восемь лет работал инженером в институте «Промавтоматика» на проспекте Ленина, запахло аспирантурой. Но параллельно Аркадий Инин стал заниматься литературой: посылал рассказы в Москву, его напечатали в журнале «Юность». Чтобы окончательно понять, надо ли ему всерьез заниматься литературой — будущий сценарист послал два одинаковых текста во ВГИК и в Московский литературный институт. 

— Я был провинциальный тупарь и представлял, что там собирается солидная комиссия — писатели, режиссеры, которые тщательно читают тексты. Я уже 20 лет профессор ВГИКа и теперь знаю, как это делается. Прислали бумажки — кто-то прочел. Сегодня девушка отказала в жизненно необходимом — у человека плохое настроение, он и написал, что это мура. А в другой раз девушка на все согласилась, и он любому дураку напишет: «Гениально». Тогда я этого не знал. Получил два абсолютно разных ответа: в Литинституте сказали, что я литературе не нужен, а во ВГИКе — наоборот: что без меня кино не обойдется. Ответ из Литературного я никому не показывал, разорвал. А ответ из ВГИКа демонстрировал всем: «Видите, какой я гениальный!» 

Но поступать во ВГИК Аркадий Инин не собирался: к этому времени у него уже были жена, ребенок, кооператив на Павловом поле, карьера инженера. Спровоцировал друг Валерий Харченко, у которого была пламенная мечта стать кинорежиссером. Повез Инина в Москву, поступили оба: Харченко — на режиссерский, а Инин — на сценарный. Мнение, что поступить во ВГИК можно только по блату — это чушь, считает профессор. 

— Приехал из Харькова никому не известный беспартийный еврей и без всякого блата поступил на «сценарный». Точно так же Валера Харченко с Холодной горы со своими «хфакт» и «фост» с первого раза поступил во ВГИК к Геращенко. По блату можно пойти в киноведы. Такое подразделение во ВГИКе называют «из народа» и «дети»: там 95% студентов из народа, а 5% — «дети». «Дети» учатся на продюсерском и на экономическом. А на сценарный идти по блату бессмысленно, если писать не умеешь. 

«От работы во ВГИКе получаю удовольствие. Приходят молодые люди со свежими идеями и взглядами на мир. Иначе я вообще отстал бы от жизни, — уверяет Инин-преподаватель. — Внук, когда ему было лет 14, презирал меня страшно: «Дед, ты — отстой. Что у тебя за часы?» — «Нормальные часы — время показывают», — говорю я. — «А что у тебя за мобильный? Тебя в Дом кино с ним пускают?» — А студенты мне помогают. У них можно и какую-нибудь идею спереть. 

Хорошие ребята, но в основном из Москвы, сетует Аркадий Инин. Раньше во ВГИКе училась вся страна. Профессор вспоминает студента — уголовника из Владивостока, который даже в психушке лечился, но был потрясающе талантлив. Теперь у «иностранцев» для учебы во ВГИКе нет денег. Сейчас на курсе у Инина учится единственная девочка с Украины: ее учебу оплачивает государство. 

Смешить — тяжелый труд 

Мало кто из окончивших ВГИК пишет комедии: в основном детективы да мелодрамы. Смешно писать очень трудно, говорит сценарист. Гораздо проще сделать так, чтобы зритель заплакал: в одном углу кадра — ребенок, в другом — нацеленный на него пулемет, и любой зритель — украинец, американец, японец — на эту сцену отреагируют одинаково. 

— А вот как рассмешить — это даже угадать невозможно. Как-то к нам приехали датчане, смотрели свежую картину. В фильме была сцена: герою не спится, он выходит ночью на кухню напиться воды — открывает кран, а вода не течет. Датчане хохотали. На наш изумленный вопрос ответили: «Да это же очень смешно, на уровне Чаплина. Ну, как это может быть: человек кран откручивает, а вода не течет?!» 

Впрочем, Аркадий Инин написал и серьезный сценарий: о любовном треугольнике Ленин — Крупская — Арманд. В мелодраме есть и революция, и эмиграция, и гражданская война. Но главное — настаивает автор — это душераздирающая история трех людей, одержимых революцией, но в то же время оказавшихся в любовном треугольнике. 12-серийный телесериал под названием ««Ленин. Любовь. ру» уже готовится к постановке. 

Мемуары писать Аркадий Инин не собирается: считает, что для этого нужно быть маниакально влюбленным в себя — полагать, что все, что с тобой происходило, интересно людям. Сам Инин никогда не читает ни мемуары, ни комментарии к произведениям, считая публикацию переписки безобразием, а чтение чужих писем неприличным. Кроме того, такое чтиво крайне мешает восприятию произведений. «Я помню чудное мгновенье — фантастические стихи», — говорит Аркадий Инин. Но, ознакомившись с перепиской Пушкина и Керн, сценарист выяснил, что Керн в донжуанском списке Пушкина значилась «надцатой», а их отношения были не божественными, а вполне прозаическими. После ознакомления с такими «деталями» стихотворение померкло. 

— Меня убеждают: «Вы не поймете, о чем «Мертвые души», если не узнаете, что написал Булгарин». Для меня существует только текст. А если я не пойму — значит я туповатый. Гоголь же не делал сноски: «Это я о том, что Булгарин поругался с Николаем». 

Если бы Инин был девушкой — пропал бы 

— Я каждое утро благодарю Бога, во-первых, за то, что создал меня мужчиной, а во-вторых, за то, что дал мне работу писателя, потому что это работа надомника. У меня нет ни начальника, ни подчиненных. Под начальником работать тяжело, а сам быть начальником я не смог бы: совершенно не умею сказать «нет». Если бы я был девушкой — пропал бы. 

Женат уже 47 лет. В семье все мальчики — два сына, внук. Я сказал: «Девчонок будем топить». Женщины напугались и рожают только мальчиков. Внук уже большой: перешел на второй курс ВГИКа на экономический факультет. 

— А зачем вы топите маленьких девочек? — поинтересовалась я. 

— Да это я только пригрозил, — пугается дезинформации Аркадий Инин. — Я даже юмористическую энциклопедию выпустил на 724 страницы — «Женщина от А до Я». Открываете, предположим, букву «А»: «женщина и алкоголь», «женщина и автомобиль», или букву «Д» — «женщина и дети», «женщина и деньги». 

— Так это пособие для мужчин-«чайников»? 

— Нет, это читают женщины. Жена тоже читала эту энциклопедию. Она относится к моему творчеству иронически, чтобы не сказать презрительно. 

— Вы благодарите Бога за то, что он не сделал вас женщиной. Что страшного в женской миссии? 
— Мне не страшно. К тому же с полом я уже определился, — под общий хохот оправдался Аркадий Инин. — Я вас очень люблю и жалею. Мне кажется, что вам жить очень трудно, поэтому я не хотел, чтобы у меня была дочь, чтобы я мучился, что какой-то козел затащит ее в парк на скамейку. А потом замуж ее выдавать! Не выйдет замуж — будет мучиться, что не вышла, а выйдет — будет мучиться, что козел какой-то попался со своими носками «пахучими». Женщинам живется очень тяжело и я им сочувствую. 

— А жена ваше чувство юмора разделяет?
 
— Я выбирал жену по чувству юмора и вокалу. С женщиной, которая не умеет петь «В лесу родилась елочка», я жить не смог бы. Еще в молодости помню: девушка — красавица, но слуха нет. Запела — я ушел. Почему — не знаю. Это — клиника. И, вообще, меня нужно доктору показать: у меня много предрассудков. 

— А есть ли особенности у женского чувства юмора? 

— У женщин чувства юмора нет. А, вообще, чувство юмора не зависит ни от образования, ни от воспитания. Просто Бог поцеловал и дал чувство юмора. Но юмор — это не только дар: еще нужно пройти тяжелую школу жизни, и чем она тяжелее — тем смешнее получается. Есть присказка: если бы Лев Толстой жил в коммунальной квартире — он стал бы Салтыковым-Щедриным. А избавиться от чувства юмора очень трудно. Иногда даже хочешь быть серьезным — а не получается. Бывало, жалел, что пошутил: обижались люди. В молодости это было чаще, но и сейчас иногда что-нибудь как ляпну! Потом жалею, извиняюсь, если не прав. А если говорить о творчестве — кто-то писал, что важно, чтобы чувство юмора было не только у писателя. Обязательно наличие чувства юмора и у твоих читателей, а это не всегда совпадает.

Счастливый конец — делу венец 

— А где вы берете идеи для своих сценариев? 

— Есть у меня одно такое место, но я не скажу. Вот, может быть, после того как с вами пообщался — напишу сценарий про журналистов. 

— Ваши фильмы всегда со счастливым концом? Это принципиально? 

— Моих фильмов без хэппи-эндов не существует. Только рождественская сказка. Есть два подхода. Один из них — рассказывать о том, как жизнь ужасна, черна, унизительна. Я уважаю людей, которые об этом пишут. Но есть и другой подход: жизнь мерзкая, но зачем об этом говорить, если мы и так об этом знаем? Лучше сделать хэппи-энд — и подарить людям надежду на лучшее. 

Аркадий Инин обещал при­-ехать 15 декабря в Харьковский ТЮЗ: там состоится премьера спектакля по его сценарию о медвежонке Кузе. Это волшебная сказка, история о вечных семейных ценностях. 

P.S. Кстати, рецепт для тех, кто озабочен собственной внешностью: почаще смейтесь! Обаятельный Аркадий Инин выглядит на добрый десяток лет моложе. 

Из досье юмориста

Аркадий Инин уже 20 лет профессор ВГИКа. По его сценариям сняли 37 теле- и кинокомедий. Аркадий Инин издал 22 книги, одна из последних — энциклопедия «Женщина от А до Я».
ОН Клиник Харків

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2776.39 грн
100 EUR 3170.91 грн
10 RUB 4.2331 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи