Похоже, что тем, кто по роду деятельности ухаживает за беспомощными людьми, самим требуется неотложная социальная помощь.

На заседании исполкома начальник управления труда и социальной защиты Светлана Горбунова-Рубан озвучила самые наболевшие вопросы своей службы. Главная проблема социальной сферы — недостаточное финансирование. В каждом районе города существуют территориальные центры, которые помогают одиноким пенсионерам и инвалидам. На их содержание в нынешнем году выделили всего 77,3% от необходимого, а в следующем году предполагается и вовсе скудное финансирование: немногим больше 40% от потребности. «Как выходить из положения — сказать трудно», — недоумевает Горбунова-Рубан. 

Другая проблема территориальных центров — резко возросшая текучесть кадров. В этом году, например, уволились 37% работников. И причин этому немало. Во-первых, это связано с небольшой заработной платой (средняя зарплата социального рабочего составляет всего 580 гривен), невыплатой установленной законодательством надбавки к окладу за тяжелый труд в размере 15%, отсутствием средств на оздоровление работников. 
Ко всему прочему ситуация осложнилась после выхода последнего приказа Министерства труда и социальной политики Украины. В результате подавляющее большинство тех, кто оказывает помощь беспомощным людям на дому, уже относятся не к категории «социальный работник», а именуются «социальными рабочими». Теперь рабочими считаются 822 человека из 1200 штатных единиц, работающих в харьковских территориальных центрах. 

— Социальный работник должен иметь специальное высшее образование, поэтому основная масса людей, которые проработали у нас по восемь-десять лет, в один день стали социальными рабочими. Понизился статус социального работника, понизилась зарплата. В связи с резко возросшей текучестью увеличилась и нагрузка: уволившиеся передали всех своих подопечных оставшимся социальным работникам. 

Существует норма: один социальный рабочий должен обслуживать не больше 10–11 человек. Сегодня на одного социального рабочего приходится 13–14 человек. Светлана Горбунова-Рубан поведала и о том, как усложняют условия работы социальных работников отсутствие транспорта (особенно в частном секторе), многоэтажки, в которых не работают лифты, необходимость носить тяжелые сумки с продуктами и огромная психическая нагрузка, которую работники испытывают при общении со своими подопечными. Кроме того, отсутствуют социальные льготы на жилищно-коммунальные услуги, нет средств на приобретение спецодежды и обуви. 

Чтобы сберечь жизненно важные позиции территориальных центров и избежать кадровых потерь, Светлана Горбунова-Рубан считает необходимым повысить статус рабочих социальной сферы. Для этого нужно организовать профессиональную подготовку, что даст возможность получить категорию для необходимой надбавки. Повышение квалификации и переподготовка понадобится 822 социальным рабочим: для этого, по подсчетам управления труда и социальной защиты, нужно предусмотреть в бюджете 200 тысяч гривен. Кроме этого, Светлана Горбунова-Рубан предложила за счет средств городского бюджета 2008 года заложить еще 55 тысяч гривен на приобретение для социальных работников территориальных центров спецодежды и обуви — курток, сапог, туфель, халатов, перчаток, сумок. (Впрочем, на заседании исполкома заметили, что эту статью расхода можно бы возложить на спонсоров — как это было сделано с покупкой амуниции для работников скорой помощи.) Начальник управления труда и социальной защиты считает также, что в фонде заработной платы необходимо предусмотреть и надбавки к окладам социальных рабочих за вредные условия труда и обслуживание людей с пониженной двигательной активностью. Если социальный рабочий будет получать надбавку — к заработной плате социального работника в течение всего года добавится еще 1044 гривны, говорит Светлана Горбунова-Рубан.

Работенка не для сидячих

Всего на учете в территориальных центрах состоят почти 29 тысяч одиноких людей. Из них около 11 тысяч харьковчан ежедневно обслуживаются социальными службами на дому.