Василий Иванович Высовень — это имя народного артиста Украины известно многим жителям нашего города. С 1969 года и до недавнего времени он был ведущим актером Харьковского государственного академического театра имени Т.Г. Шевченко. В ночь с 20 на 21 ноября его не стало.

Многие годы жизни Василий Иванович посвятил работе в Харьковском театре имени Т.Г. Шевченко. Впервые он столкнулся со сценой в шестом классе сельской школы. Учительница ставила «Гонта Воин» по произведениям Т. Шевченко и назначила подростка на главную роль. Костюм шила мать, а Василий стругал себе из деревяшки саблю. Но жизненная дорога не сразу привела юношу на профессиональную сцену. 

После окончания школы под впечатлением прочитанного романа Гутанского «Вітер в обличчя» будущий актер решает, что самая достойная и романтическая профессия для настоящего мужчины — сталевар. Это решение привело его в Алчевск. Здесь он поступает учиться в горно-металлургический институт, и начинает работать подручным сталевара. 
Но все свободное от работы и учебы время проводит в самодеятельном театре коксохимзавода. Его первой ролью стал Федор в спектакле «Барабанщица» по популярной в то время пьесе Афанасия Салынского. На областном смотре самодеятельности видного красивого парня приметили педагоги Харьковского театрального института Яков Азимов и Александр Подорожный и порекомендовали поступать в вуз. Конкурс был 40 человек на место. 

— Если бы не упорные занятия с руководителем клубной самодеятельности, бывшей актрисой луганского театра, я бы, наверное, не поступил, — вспоминал Василий Иванович. — Из-за службы в армии пришлось сделать перерыв в учебе. Когда вернулся в Харьков, то курсом руководили Трофим Карпович Ольховский, Наталья Богомолова и Петр Феоктистович Александрин. Именно Александрин в 1969 году и пригласил молодого артиста в спектакль «Безталанна» по пьесе Карпенко–Карого. 

С тех пор на сцене театра сыграно множество удачных ролей. Это и Офремов в «Живом трупе» по Л. Толстому, Глоба в «Русских людях» К. Симонова, Браун в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта, Кларенс в «Ричарде 111». Особое место в творчестве актера занимают образы простых народных персонажей, знакомых ему по проведенному в селе детству: Гриць «Ой не ходи Грицю» Старицкого, Гнат «Назар Стодоля» Т. Шевченко, Михайло в «Украденном счастье» и многие другие. 

Другую важную часть его творчества занимают роли тех персонажей, чья судьба была связана с событиями Великой Отечественной. Это и старшина Васков в спектакле «А зори здесь тихие», военфельдшер Глоба в «Русских людях» К. Симонова, Федор Иванович в спектакле по пьесе Коломийца «Голубые олени». Все они наполнены внутренней верой в Победу. Эта вера и ненависть к фашистам сопровождала Василия Ивановича всю жизнь. 
Ведь родившись 22 июня 1941 года, он, что называется, с колыбели испытал все тяготы войны. Может быть, именно поэтому зрители всегда любили спектакли с участием этого актера. Театралы надолго запомнили сцену, в которой Васков впервые видит девушек и не знает, что будет делать с этими хрупкими и смешливыми бойцами. Актер брал большую паузу и очень долго держал ее. Эта пауза передавала зрителям всю гамму многочисленных эмоций Васкова: и человечность, и бесшабашность, и ненависть. Все, кто видел этот спектакль, говорили, что лучше Высовня Васкова не играл никто. 

К заслугам Василия Ивановича можно отнести и тот факт, что он стал одним из первых актеров, начавших работу на малой сцене. В1987 году ее открытие разделило труппу на тех, кто хочет и может работать, что называется, «на носу у зрителя», и тех, кто не хочет этого делать. На малой сцене актер сыграл всего две роли — в спектакле «Хтось спить, а хтось плаче» и Лохова в «Воронячому гаю». Лохов в его исполнении — не просто пьянчужка, живущий на вырученные от сдачи бутылок деньги. Высовень сыграл его так, что к душе этого персонажа потянулись все зрители. 

Василий Иванович всегда болезненно переживал все происходящие в театре перемены. Свое мнение, часто отличное от мнения руководства, выражал открыто. Но вместе с тем никогда не отказывался от предложенных ролей. 

Не поддерживая театральных экспериментов Андрея Жолдака, он все же принимал участие в спектаклях этого режиссера. Хотя его очень расстраивали эксперименты, которые в угоду сиюми­нутной выгоде перечеркивали множество годами создаваемых традиций украинской драмы. Коллеги по театру вспоминали, что после премьеры он мог подойти и поздравить режиссера с окончанием работы и при этом сказать: «но все же я не понял спектакля». 

— Театр имени им. Т.Г. Шевченко для меня — почти вся моя жизнь, — говорил Василий Иванович в одном из своих последних интервью. — Это и радость, и боль. А театр как искусство… — это зрители, которые верят тебе. Пусть сочувствуют, пусть ненавидят, но верят. И это главное. 

Прощание с актером состоится 25 ноября в 11.00 в помещении театра имени Т.Г. Шевченко.