Трамваи и троллейбусы убыточны, но нынче «Горэлектротранс» не спасет даже повышение стоимости проездных билетов.

— Сегодня «Горэлектротранс» является самым тяжелым для бюджета Харькова, — сообщил харьковский городской голова Михаил Добкин.— В текущем году мы дотировали его из городского бюджета на 100 миллионов гривен. На следующий год с повышением заработной платы, и цен на комплектующие сумма дотаций может возрасти до 200 миллионов гривен. К сожалению, повышение стоимости проезда полностью ситуацию не решает. Если повышение стоимости проезда не позволит кардинально решить проблему предприятия — ее поднимать не стоит. 

Несмотря на достаточно серьезное дотирование из городского бюджета, финансовых проблем у «Горэлектротранса» немало. Уже сократили кондукторов: выяснили, что собираемость кассы практически одинакова — есть кондуктор или его нет. Поэтому оплачивать ставку кондукторов нецелесообразно, говорит Михаил Добкин. Существует еще и проблема нехватки рабочих рук. Водители предпочитают работать в других городах. Зарплата харьковских водителей трамваев и троллейбусов — около тысячи гривен, в Киеве — в три раза больше, а в Москве эту работу оценивают в тысячу долларов. 

Трудно удержать и специалистов, которые занимаются перекладкой путей: этот труд в столице тоже оплачивается гораздо дороже. Одной из причин убыточности предприятия стала и не совсем удачная транспортная схема. Маршруты дублируются: маршрутные такси, запущенные по уже проторенным трамваями или троллейбусами путям, фактически отбирают пассажиров у «Горэлектротранса», и рельсово-проводной транспорт ходит полупустой. Выход из сложившейся ситуации — получение прибыли «Горэлектротрансом». В частности, сейчас серьезно рассматривается вопрос о сборке трамваев на базе этого предприятия. Если все сложится — проект будет реализован. Это позволит предприятию зарабатывать, а часть средств направлять на собственное содержание. 

— Тем не менее «Горэлектротранс» будет лежать тяжелым бременем на бюджете Харькова, — не сомневается городской голова. — 200 миллионов, которые необходимы в следующем году, можно было направить на дороги и капитальный ремонт жилого фонда. 

Сегодня стоимость проезда в харьковских трамваях и троллейбусах самая низкая в Украине, уверяет мэр. И несмотря на суровые дотации, время, когда цену придется повышать, так или иначе придет. Мэр обещал искать пути вывода «Горэлектротранса» из жуткого состояния, в котором оно оказалось.