«Курбалесия-2007» — такое название носит пятый ежегодный фестиваль спектаклей негосударственных театров, современной режиссуры, драматургии, критики, стартовавший вчера (26 ноября) в помещении Дома актера имени Л. Сердюка.

«Курбалесия» — так семьдесят пять лет назад называли смелые сценические эксперименты гениального режиссера Леся Курбаса. Сегодня это понятие воспринимается как знак неординарности, новаторства, талантливости и даже дерзости. В фестивале примут участие театральные коллективы из 8 городов: Харькова, Полтавы, Сумм, Донецка, Днепропетровска, Николаева, Запорожья, Киева. 

Инициаторами его проведения выступили Владимир Гориславец, харьковский авторский центр «КотелоК», Харьковское межобластное отделение НСТД Украины. Инициативу поддержал отдел культуры горсовета и благотворительный фонд «Харьковский театральный центр». 

— Мы хотели создать фестиваль, в ходе которого можно было бы поискать новые тропы в области формы и содержания драматургии, режиссуры, сценографии, актерском мастерстве, — поделился с нами один из организаторов фестиваля Владимир Гориславец. — Этот фестиваль посвящен удивительному явлению — буму новой «молодой драматургии». 
Чтобы наиболее полно разобраться в процессах, происходящих в современной драматургии, программу фестиваля условно разделили на несколько частей. 

Эксперимент 
Первая часть носит название «Эксперимент». Ежедневно в течение девяти дней работы фестивальную аудиторию будут знакомить с эпатажными и скандальными пьесами современной мировой драматургии. Указанные в программе названия говорят сами за себя: «Сон в салате Оливье или раба хвоста» Натальи Ворожбит, выдержавшая сотни постановок в 55 странах мира, «Монологи вагины» английского драматурга Ива Энслера, получившая ряд высших премий на многих фестивалях, пьеса «Трусы» белорусского автора Павла Пряжко и другие. 

Также в ходе фестиваля театралы смогут ознакомиться и с философской драматургией, написанной по классическим канонам. К таким произведениям относится пьеса нашего земляка В. Мирошниченко. Хотя в настоящее время драматург живет в Мюнхене, но он прислал организаторам фестиваля свое новое еще не известное миру произведение.
Эти и другие пьесы будут публично прочитаны со сцены Дома актера. По замыслу организаторов, такой «марафон эпатажных пьес» должен объединить людей различных специальностей: философов, психологов, педагогов, театральных деятелей способных увидеть дальнейшую жизнь современной драматургии на театральной сцене. 

Лаборатория 
Вторая часть фестиваля — «Лаборатория» — полностью посвящена харьковским драматургам. 

Организаторы фестиваля заранее поместили в Интернете объявление с просьбой к авторам высылать свои произведения. 

— Мы их читали целый год, — продолжил свой рассказ Владимир Гориславец. — Было много графоманов. Но нашли и множество интересных вещей. Так мы ознакомились с драматургией Шинкаренко, Ушкалова и других харьковчан. Трое наших земляков специально написали пьесы для участия в фестивале. Название всех произведений будет помещено в шапку, и три режиссера вытащат название тех произведений, которые попытаются поставить в течение трех дней. И режиссеры, и актеры этих спектаклей также будут определены с помощью жеребьевки. 

Опыт 
Третья часть — «Опыт» — создание коллективного спектакля. Постановка такого спектакля в Харькове будет осуществлена впервые. За время работы фестиваля участники коллективно определят актуальную тему. После этого небольшие творческие группы, в которые войдут авторы, режиссеры и актеры из разных городов, возьмут интервью у тех специалистов, кто, по их мнению, лучше всего способен выразить заданную тему. 

После литературной обработки эти тексты будут воплощены на сцене. Кусочки, отрепетированные различными творческими группами, каждая из которых проводила свою собственную экспедицию, будут сшиты в единый спектакль. Его покажут в день закрытия фестиваля 4 декабря. 

Афиша 

Четвертая часть — «Афиша «Курбалесия-2007» — просмотр спектаклей семи харьковских негосударственных театров. 

— Одной из задач фестиваля я вижу выработку некой схемы, которая бы заинтересовывала авторов в творчестве, — поделился с нами председатель правления Харьковского театрального центра Николай Осипов. 

В ближайших планах организаторов фестиваля — проведение драматургического конкурса. После — завершение работы над организационными документами. Его начало планируют объявить еще во время работы фестиваля.